Как понять, есть ли у вашего ребенка аутизм: шесть подсказок родителям

 Фото: iStock

Елена Владимировна, родители малышей больше всего боятся, вдруг с их ребенком будет что-то не так? Вдруг аутизм? Как его распознать?

Елена Орехова: Аутизм сейчас диагностируется исключительно по поведению. До года практически невозможно с уверенностью сказать есть ли у ребенка аутизм. До этого времени маленький ребенок может вести себя точно так же, как все остальные малыши, смотреть в глаза, реагировать на людей. Ученые на западе проводят исследования, пытаясь понять, каковы самые ранние признаки аутизма. В таких исследованиях приглашают принять участие родителей, у которых уже есть старшие дети с диагнозом аутизм. Риск аутизма у младших детей в таких семьях повышен, что дает ученым возможность проследить раннее развитие детей с этим диагнозом. В свое время я работала в Лондоне в одной из лабораторий, где проводилось такое исследование. Были предположения, что дети с аутизмом не испытывают потребности в общении с самого рождения. Но оказалось, что это не так. В три месяца они смотрели в глаза другого человека даже больше, чем обычные малыши. По мере взросления зрительного контакта становилось все меньше и меньше.

Какие признаки подскажут мамам и папам, что с ребенком что-то не так?

Елена Орехова:

1. Важный признак: задержка речи, которая наблюдается практически у всех детей с аутизмом. До года у ребенка должен быть лепет, после года он говорит отдельные слова, несколько позже — предложения. Если ничего этого нет до двух лет, это не обязательно аутизм, но есть повод побеспокоиться. Большинство детей с аутизмом, хотя и поздно, начинают говорить, но у них страдает интонация.

2. Обычные дети повышают или понижает тон, подчеркивая смысл сказанного, тогда как речь детей с аутизмом часто воспринимается как странная: они либо говорят монотонно, либо неверно расставляют акценты в речи. В МЭГ центре мы недавно провели исследование, в котором обнаружили, что левое ‘речевое’ полушарие у детей с аутизмом обрабатывает сложные звуки не так как у обычных детей. Сейчас мы хотим выяснить, как это нарушение влияет на развитие речи. Мы приглашаем поучаствовать в нашем исследовании как семьи детей с аутизмом, так и детей с типичным развитием.

3. Другой ранний признак аутизма, как ни странно, — подозрение на глухоту. Очень часто родителям кажется, что у ребенка есть нарушения слуха. Они к нему обращаются: «Коля! Петя! Посмотри…» А он не реагирует. В недавнем исследовании, проводившемся в МЭГ-центре, мы обнаружили, что половина родителей детей-аутистов в течение первых полутора лет жизни подозревали, что у ребенка не все в порядке со слухом. На самом деле со слухом у него все нормально. Но он не отзывается, потому что полностью погружен в занятие, которое его интересует.

Извините, а если рядом с ребенком-аутистом с грохотом упало ведро, он будет реагировать на этот шум?

Елена Орехова: Может да, а может — нет. Такие дети часто нетипичным образом реагируют на окружающее.

4. Ребенка может раздражать небольшой шум за окном, легкое прикосновение, яркий свет. В то же время он может не среагировать на грохот, быть нечувствительным к боли.

5. Еще подсказка родителям: ребенку трудно вас попросить о чем-то. Допустим, ему нужен карандаш. Он может взять вашу руку и ею попытаться достать карандаш.

6. У ребенка-аутиста нет указательного жеста. Он не будет показывать пальцем на любимую игрушку и просить дать ее.

До сих пор бывает, что мамам в роддомах иногда советуют: откажитесь от ребенка, он вас даже узнавать не будет. Ребенок с аутизмом понимает, что у него есть значимые взрослые — родители, испытывает к ним привязанность?

Елена Орехова: Да, ребенок испытывает привязанность к родителям. Он будет жалеть маму, потому что ей больно, но ему трудно понять чувства более «высокого порядка» — обиду, оскорбление.

В обычную школу можно отдать ребенка с аутизмом?

Фото: iStock

Фото: iStock

Елена Орехова: У таких детей часто бывают проблемы сенсорного плана — школьная обстановка для них может быть просто непереносимой. Мелькание, крики, шум, суета: все это может вызывать сильный стресс, вовсе не способствуя нормальному обучению. Чтобы успокоиться, ребенок может захотеть заткнуть уши, залезть под парту.

Другая проблема — непредсказуемость среды. Для ребенка с аутизмом важно, чтоб он знал, что за чем следует и в каком порядке. Если распорядок дня или череда событий непредсказуемым образом нарушаются, это тоже вызывает стресс. Быть среди людей для них сложно еще и потому, что люди часто непредсказуемы. Таким детям трудно осознать школьные правила, и они могут вести себя не так как хочется педагогу. Может быть, родителям и приятно, когда такой ребенок ходит в обычную школу, но, в конечном счете, надо ведь думать и о самом ребенке, создавать ему щадящие условия. Хотя, конечно, все индивидуально. Некоторые дети с аутизмом и хорошими речевыми и когнитивными способностями (раньше это называли синдромом Аспергера) могут ходить и в обычную школу. Но надо тщательно следить за тем, как ребенок себя чувствует в школе. Часто такие дети могут быть не только малообщительными, но и неуклюжими, становясь объектом насмешек и издевательств со стороны одноклассников.

Дети жестоки… И не только к особенным сверстникам

Елена Орехова: Необходимо рассказывать школьникам о том, что люди бывают разные и что это нормально. В Швеции, например, в обычных школах проводят уроки, на которых предлагают детям попробовать проехаться на инвалидной коляске, прочитать тексты для слепых, составленные шрифтом Брайля, выучить некоторые слова на языке глухонемых. Им рассказывают о том, что есть люди с особенностями развития и о том, что ко всем надо относиться с уважением и никого нельзя обижать. При этом там сохранены и коррекционные классы и школы. А еще в Швеции диагноз аутизм отнюдь не приговор. В Гетеборге был случай, когда девушка закончила технический вуз, потом — медицинский, получила работу на скорой помощи как врач. И тут у нее произошел нервный срыв: ей оказалось крайне тяжело работать с людьми. Она обратилась к психиатру, и тот поставил диагноз аутизм. Это оказалось для нее большим облегчением, поскольку она, наконец, поняла источник своих проблем. Надо сказать, что после этого она успешно занимается наукой, изучая работу мозга у людей с психическими расстройствами. Наш мозг — настоящая головоломка. Вот это ученые уже точно поняли.

Источник

Аутизм у ребенка: как распознать и что делать

Диагноз «аутизм» на медицинском языке звучит как «расстройство аутического спектра». Его стали ставить относительно недавно, поэтому врачи пока не определились с терапией синдрома аутизма, а говорят лишь о методах поддержки таких пациентов. Аутизм может проявляться легкой степенью и незначительными чертами, а в некоторых случаях — доходить до тяжелых симптомов, когда за человеком необходим постоянный присмотр и особый уход.

Первые признаки аутизма у ребенка: когда они проявляются?

Первые признаки аутизма родитель заметит у ребенка примерно в 2-3 года. Однако, если быть внимательным, можно распознать их даже у грудничка.

Как проявляется аутизм у грудных детей:

  • малыш не проявляет оживления и интереса, когда в поле его зрения появляются родители;
  • не поддерживает глазной контакт с человеком, который пытается с ним общаться;
  • ребенок не улыбается;
  • малыш либо совсем не реагирует на внешние раздражители (прикосновения, свет, шум), либо проявляет слишком бурную реакцию.

    Эти ранние признаки не являются однозначными показателями синдрома аутизма: они могут, к примеру, демонстрировать проблемы у ребенка со слухом или зрением. Поэтому заподозрить симптомы аутизма у детей можно лишь при ярко выраженных проявлениях. Раньше всего их могут обнаружить родители, которые уже наблюдали подобные расстройства у своих старших детей или у кого-то из родственников. А вот молодые мамы и папы, которые никогда не сталкивались с проявлениями аутизма у детей, как правило не обращают внимания на отклонения в развитии ребенка, считая их «особенностями характера». Поэтому диагностика синдрома в таких семьях часто бывает запоздалой.

    Обычно диагностика аутизма у детей проводится в возрасте 3-х лет. Именно в это время симптомы нарушения нарастают, их проще заметить, когда ребенок начинает посещать различные кружки, секции или детский сад. Ведь на фоне развития других детей признаки аутизма становятся очевидны. Но даже если малыш не посещается никаких групп развития, сами родители трехлетнего ребенка обращают внимание на отсутствие у малыша многих навыков.

    В целом аутизм у детей проявляется как нарушения в развитии. Однако, если начать коррекцию этих нарушений в раннем возрасте, то многие умения и навыки у ребенка удастся развить. А это значит, что малыш будет лучше адаптирован к социуму, сможет вести нормальный образ жизни и общаться со сверстниками. Чтобы распознать проблемы в развитии у ребенка как можно раньше, специалисты предлагают всем родителям годовалых малышей объективно ответить на некоторые вопросы теста на аутизм у детей.

    Как определить аутизм у ребенка самостоятельно

    Вы можете предположить, что у вашего ребенка есть признаки аутизма, если на все вопросы теста вы ответили отрицательно:

    • Хочет ли ваш малыш, чтобы родители погладили или приласкали его, когда он расстроен, плачет или собирается спать?
    • Просится ли ваш ребенок на руки, хочет ли он посидеть на коленях во время чтения книги, просмотра мультфильма или просто так?
    • Проявляет ли ребенок интерес к другим детям?
    • Играет ли ребенок в ролевые или предметные игры: дочки-матери (кормит куклу, укладывает ее спать, готовит еду), гонки машинок, битвы солдатиков и т. д.?
    • Любит ли ребенок играть со взрослыми?
    • Показывает ли ребенок на предметы и людей, стараясь сформулировать фразу?
    • Поддерживает ли ребенок зрительный контакт при общении?
    • Если вы называете предмет или домашнее животное и указываете на него пальцем, ребенок ищет его глазами?
    Читайте также:  Сонник Компас для тех кто умеет им пользоваться

    Если на многие из этих вопросов родители ответили отрицательно, это может стать поводом для обращения к врачу-психотерапевту или психиатру.

    Ученые российской лаборатории исследования аутизма Московского государственного психолого-педагогического университета разработали тест на аутизм у детей. Методика, по их мнению, позволяет обнаружить проявления аутизма у детей в возрасте 3-4 месяцев. Особое оборудование для проведения теста не требуется: нужен лишь обычный компьютер, на экране которого изображены особенным образом размещенные линии. Ребенок смотрит на линии, а компьютерная программа фиксирует его ориентационную чувствительность – особое свойство человеческого восприятия, которое проявляется уже в младенческом возрасте.

    Среди форм аутизма у детей специалисты выделяют раннюю (когда принаки синдрома проявляются до двух лет), а также расстройства детского возраста (от 2 до 11 лет) и подросткового периода (от 11 до 18).

    Причины возникновения аутизма у детей

    Поскольку диагноз еще очень «молод», врачи пока не называют определенных причин развития аутизма у детей, но на зависимость с некоторыми факторами специалисты обращают внимание.

    Предполагаемые причины возникновения аутизма:

    • возраст отца (или обоих родителей) при зачатии — 40+;
    • наличие родственников с аутизмом в семье;
    • 7-й и далее ребенок в многодетной семье;
    • туберозный склероз, ожирение, краснуха у матери во время беременности;
    • детский церебральный паралич (ДЦП), нарушения слуха или речи у ребенка, синдром дефицита внимания, синдром Ретта (хромосомные нарушения).

    Признаки аутизма у детей

    В зависимости от возраста и выраженности заболевания, у детей могут быть различные признаки аутизма. Но обычно врачи говорят о четырех главных симптомах аутизма у детей, которые проявляются не по-отдельности, а все вместе:

    • ребенок не стремится в кем-то общаться, не входит во взаимодействие ни с родителями, ни с ровесниками, ни с животными; либо это взаимодействие сведено к минимуму или искажено;
    • если ребенок вступает с кем-то в общение, он делает это с помощью жестов, не прибегая к словам и не пытаясь выстроить диалог;
    • ребенок ведет себя, следуя строго определенному шаблону;
    • все эти симптомы в поведении детей с аутизмом появляются уже в раннем возрасте.

    Поэтому стоит обратить внимание на очень ранние признаки (от 3-х месяцев до 2-х лет) аутизма у детей:

    • ребенок не проявляет интерес к родителям: не гулит, не улыбается, не двигает ручками и ножками, стараясь показать радость в их присутствии;
    • не старается найти мать или отца глазами, не поддерживает зрительный контакт;
    • не проявляет желания контактировать с близким человеком: не протягивает ручки, не ищет грудь (может даже отказываться от грудного вскармливания);
    • не желает играть вместе с кем-то — взрослыми или детьми, агрессивно реагирует на предложение поиграть вместе;
    • повышенная чувствительность к свету, звукам, телесному контакту, которая проявляется как испуг, крик, истерика;
    • ребенок тредует повторять только определенные действия: все время качаться на качелях, надевать только эти брюки, ходить только по кромке тротуара и т.д.;
    • до 2-х лет происходит нормальное речевое развитие, а затем речевые навыки регрессируют и превращаются в неосмысленное повторение фраз за взрослыми;
    • нарушенный сон, плохой аппетит, стремление есть одни и те же продукты или блюда;
    • не реагирует на просьбу что-то показать или принести, а также на собственное имя;
    • ребенок не способен выразить просьбу о помощи;
    • в попытках играть ребенок обычно действует в одиночку и просто располагает предметы по каким-то характеристикам (росту, цвету и т. д.), не создает ролевые игры, не придумывает сюжеты;
    • сильная привязанность к режимам и распорядкам: категорически не желает менять распорядок дня или маршрут, не позволяет менять местами предметы и т.д.

    Более поздние (от 2-х до 11 лет) симптомы аутизма у детей:

    • местоимение «я» в речи ребенка отсутствует; речь строится на повторении «взрослых» фраз, услышанных на улице, по телевизору, от взрослых, применение фраз вне контекста, отсутствие желания выстроить с кем-то диалог;
    • дети с синдромом аутизма практически не воспринимают опасность: не боятся высоты, движущегося транспорта, животных; однако могут пугаться и агрессивно воспринимать предметы обихода — вилку, щетку, чайник и т. д.;
    • повторение одних и тех же жестов и движений: качание из стороны в сторону, кружение и т. д.;
    • безосновательные приступы смеха, страха, агрессии;
    • у детей с синдромом аутизма когнитивное развитие может быть местами нарушено, а местами проявляться как повышенная наблюдательность: к примеру, ребенок, который не может научиться читать, способен замечать неприметные для других детали, воспроизводить сложные мелодии, совершать операции с цифрами;

    Но даже когда эти признаки проявляются очень ярко, родитель не может быть окончательно уверен в диагнозе аутизма у своего ребенка. Окончательный диагноз может поставить только врач-психиатр после того, как изучит всю клиническую картину происходящего. Ведь некоторые дети с синдромом аутизма могут вовсе не соответствовать вышеописанному поведению. К примеру, часть аутичных малышей способна поддерживать телесный контакт и даже общаться. Но при этом они не могут распознавать невербальные сигналы и эмоции людей, определять признаки агрессии, исходящие от человека или животного.

    Атипичный аутизм у детей

    Когда расстройства проявляются частично или возникают после трехлетнего возраста, врачи говорят об атипичном аутизме.

    Особенности атипичного аутизма у детей:

    • Ребенок не отзывается на собственное имя, проявляет безразличие по отношению к близким и посторонним людям, не смотрит на того, кто с ним говорит или общается;
    • В речи ребенка постоянно присутствуют штампы — он разговаривает только с их помощью; часто повторяет последние слова, которые услышал; произносит фразы, вырванные из контекста;
    • Не проявляет воображения, не может построить ролевую игру;
    • Испытывает сложности в бытовых ситуациях и при самообслуживании;
    • В дискомфортной ситуации или вместо игры использует некий «ритуал» — постоянно повторяющееся действие;
    • Не желает вносить коррективы в устоявшийся режим, любое изменение вызывает в нем агрессию или неприязнь.

    Поддержка и реабилитация детей с аутизмом

    Современные ученые пока не создали препараты, способные излечить от аутизма или избавить от его ярко выраженной симптоматики. Некоторые специалисты рекомендуют применять определенные БАДы, диеты, мануальные методики, которые могут быть эффективными при определенных условиях. Однако доказанных средств для лечения аутизма пока не существует. Врачи лишь могут назначать некоторые успокаивающие средства при агресии и повышенной возбудимости.

    Что может помочь развитию ребенка:

    • Развитие речевых навыков под контролем и с помощью логопеда-дефектолога.
    • Специальные игры для детей с аутизмом: совместная деятельность в одном пространстве с ребенком (к примеру, выстраивание солдатиков на полу или построение домика на столе); когда речевые нарушения ярко выражены, можно использовать для общения комиксы, карточки с картинками, письменную речь, если ребенок ею владеет.
    • ABA-терапия, созданная специально для аутистов, которая позволяет улучшить навыки коммуникации и способности к обучению.
    • Программа «Флортайм»: в этой программе взаимодействие с ребенком выстраивается на основе его интересов и на поощрении; это попытка вовлечь ребенка в «наш» мир без насильственных методов.
    • Методики ТЕАССН, где для аутиста создается комфортная среда, в которой ребенок найдет привычные для него ритуалы и последовательные действия без раздражающих и опасных предметов.

    Источник

    

    Как помочь вашему ребенку с аутизмом высыпаться

    Marcus Autism Center

    3 December 2020

    Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) испытывают гораздо больше проблем со сном, чем типично развивающиеся дети. Это включает трудности с засыпанием, хождение по ночам, беспокойство и дискомфорт во время сна, а также слишком ранний подъем по утрам. (Материал предоставлен Центром аутизма «Маркус» Университета Эмори, США, перевод с английского выполнен @ Фондом «Обнажённые сердца», 2020 г.)

    У врачей пока нет точного ответа, почему трудности со сном так широко распространены среди детей с аутизмом. Некоторые теории связывают это с биологическими отличиями мозга, чувствительностью к различным стимулам, повышенной тревожностью и имеющимися дополнительными нарушениями или диагнозами, а также трудностями с тем, чтобы следовать ассоциированным со сном сигналам.

    Почему важен сон

    Хороший сон необходим для поддержания здоровья детей так же, как полноценный рацион и физическая нагрузка. Это важно для счастья и хорошего функционирования всей семьи. Недостаток сна вреден не только для развития и функционирования, он также может привести к более серьезным проблемам поведения. И хотя устранить проблемы со сном может быть непросто, есть много решений, которые помогут вам улучшить паттерны сна вашего ребенка.

    Узнайте, сколько часов сна необходимо ребенку в соответствии с возрастом. Если поначалу ваш ребенок не будет добирать это количество – нестрашно. Вы будете знать, к чему нужно стремиться.

    Последовательность действий, которые всегда происходят одинаково и в одном и том же порядке. Рутины помогают ребенку контролировать ситуацию, чувствовать себя менее тревожно, оставаться в понятной и предсказуемой среде.

    Читайте также:  К чему снятся мои босые ноги

    Метод работы с социальным поведением, помогающий объяснять детям с РАС и другими нарушениями развития повседневные ситуации, которые могут вызывать у них затруднения.

    РАС / расстройство аутистического спектра / атипичный аутизм / синдром Каннера / синдром Аспергера / детский аутизм / РДА / ASD

    Расстройство развития, диагностическими критериями которого являются выраженные трудности в социальной коммуникации и социальном взаимодействии, а также существующие трудности в обработке сенсорной информации и повторяющееся или ригидное поведение (определение DSM-5). Аутизм – спектральное расстройство, это означает, что у всех людей с аутизмом есть похожие трудности, но аутизм влияет на них по-разному. У некоторых людей с аутизмом есть сопутствующие проблемы с тем, как они учатся и усваивают информацию, проблемы с психическим здоровьем или другие сопутствующие состояния, а это означает, что все эти люди нуждаются в разных уровнях поддержки. Все люди, находящиеся в спектре аутизма, могут учиться и развиваться. На сегодняшний день считается, что аутизм – это нарушение в развитии, им нельзя заразиться или заболеть и от него нельзя исцелиться. При правильной поддержке всем людям с РАС можно помочь жить более полноценной жизнью.

    Гигиена сна и аутизм

    Гигиена сна – это навык, которому можно обучить точно так же, как мытью рук и личной гигиене. Этот навык состоит из привычек и ежедневной практики, помогающих вашему ребенку регулярно хорошо спать.

    Сперва нужно создать благоприятное место для сна. Убедитесь, что комната, где спит ваш ребенок, может оставаться затемненной, даже когда за окном еще светит солнце. Однако, если ребенок боится темноты, можно использовать ночник.

    В помещении для сна ребенка с аутизмом не должно быть компьютера, планшета и любых других экранов, которые могут отвлекать, излучая свет, и отрицательно влиять на сон. Некоторым детям с аутизмом дискомфорт могут доставлять определенные виды тканей и фактур. Убедитесь, что постельное белье и пижама не раздражают ребенка. Так как детям с аутизмом бывает труднее блокировать внешние стимулы, важно снизить шум, свет и другие отвлекающие факторы, насколько возможно.

    Создайте рутину засыпания

    Следующий этап гигиены сна – создать последовательную рутину отхода ко сну. Важно придерживаться этой рутины каждый вечер, включая выходные, праздники и отпуск. Если ваш ребенок использует социальные истории или расписание с изображениями, интегрируйте в них новую рутину.

    Ниже представлены рекомендации по созданию качественной рутины отхода ко сну.

    • Убедитесь, что ваш ребенок устает к моменту отхода ко сну. Пусть ваш ребенок проводит много времени на улице и получает физическую нагрузку в течение дня.
    • Убедитесь, что ваш ребенок сыт перед отходом ко сну. Полезный и насыщающий ужин исключит пробуждение вашего ребенка среди ночи из-за голода.
    • Ограничьте доступ к устройствам с экранами как минимум за час до сна. Компьютеры и другие устройства с экранами могут перевозбуждать и отвлекать детей.
    • Пусть ваш ребенок примет теплую ванну или душ. Теплая вода расслабляет, а ощущение чистоты может помочь вашему ребенку уснуть.
    • Почитайте ребенку в кровати или спокойно поговорите. Чтение книг, любимая песня или успокаивающая беседа могут помочь вашему ребенку расслабиться.
    • Используйте аппарат для создания белого шумаили тихую музыку, чтобы заглушить отвлекающие звуки. Некоторым детям уснуть помогает устройство, производящее белый шум, или прослушивание колыбельных, которые также помогают заглушить звуки, которые могут разбудить.

    Если у вашего ребенка продолжают возникать проблемы со сном, обратитесь к специалисту, чтобы исключить любые медицинские проблемы, которые могут влиять на сон ребенка.

    Мы осознаем, что каждый ребенок уникален, и для кого-то содержание данной статьи может быть неактуальным. Это общая информация, которая не является специализированной медицинской рекомендацией. Мы надеемся, что эти советы послужат успешным стартом в поиске наилучшего подхода к помощи ребенку с аутизмом. Всегда обращайтесь к медицинским специалистам, если у вас возникают вопросы или сомнения о здоровье ребенка. В случае серьезной обеспокоенности или чрезвычайной ситуации звоните по телефону экстренных служб в вашем регионе или незамедлительно обратитесь в ближайшее отделение скорой помощи.

    Источник: Marcus Autism Center

    Последовательность действий, которые всегда происходят одинаково и в одном и том же порядке. Рутины помогают ребенку контролировать ситуацию, чувствовать себя менее тревожно, оставаться в понятной и предсказуемой среде.

    Метод работы с социальным поведением, помогающий объяснять детям с РАС и другими нарушениями развития повседневные ситуации, которые могут вызывать у них затруднения.

    РАС / расстройство аутистического спектра / атипичный аутизм / синдром Каннера / синдром Аспергера / детский аутизм / РДА / ASD

    Расстройство развития, диагностическими критериями которого являются выраженные трудности в социальной коммуникации и социальном взаимодействии, а также существующие трудности в обработке сенсорной информации и повторяющееся или ригидное поведение (определение DSM-5). Аутизм – спектральное расстройство, это означает, что у всех людей с аутизмом есть похожие трудности, но аутизм влияет на них по-разному. У некоторых людей с аутизмом есть сопутствующие проблемы с тем, как они учатся и усваивают информацию, проблемы с психическим здоровьем или другие сопутствующие состояния, а это означает, что все эти люди нуждаются в разных уровнях поддержки. Все люди, находящиеся в спектре аутизма, могут учиться и развиваться. На сегодняшний день считается, что аутизм – это нарушение в развитии, им нельзя заразиться или заболеть и от него нельзя исцелиться. При правильной поддержке всем людям с РАС можно помочь жить более полноценной жизнью.

    Источник

    Как понять, что у ребенка аутизм?

    Марина Александровна Бебчук

    Детский аутизм

    Что это – болезнь или особенность развития? Как и кем ставится подобный диагноз? Как понять, что с ребенком что-то не так – и куда обратиться, чтобы получить бесплатную квалифицированную помощь?

    Для начала, аутизм – это заболевание или что-то другое?

    На сегодняшний день детский аутизм рассматривается в качестве «общего (всеобъемлющего, первазивного) расстройства развития». То есть, это не совсем заболевание, но это тяжелое нарушение психического развития. Ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) нуждается в особом внимании врачей, педагогов, психологов и, конечно, родителей.

    Аутизм – так и звучит диагноз?

    Существует несколько вариантов расстройств аутистического спектра. Согласно международной классификации болезней МКБ-10, выделяют четыре типа:

    1) F84.0 – детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);
    2) F84.1 – атипичный аутизм;
    3) F84.2 – синдром Ретта;
    4) F84.5 – синдром Аспергера, аутистическая психопатия.

    В последнее время все аутистические расстройства стали объединять под общей аббревиатурой РАС – расстройство аутистического спектра.

    1) невозможность устанавливать полноценный контакт с людьми с начала жизни, особенности сферы привязанности;
    2) крайняя отгороженность от внешнего мира;
    3) игнорирование внешних и внутренних раздражителей, до тех пор, пока они не станут болезненными;
    4) недостаточность использования коммуникативной функции речи;
    5) отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
    6) страх изменений в окружающей обстановке;
    7) непосредственные и отставленные эхолалии (неконтролируемое автоматическое повторение слов и фраз за другими людьми);
    8) стереотипное и импульсивное поведение и манипулятивные игры;
    9) задержка развития.

    Многие симптомы схожи с синдромом Каннера: коммуникативные нарушения и стереотипный круг интересов, слабая реакция на внешние раздражители. Добавляются следующие признаки:

    1) Контрастные желания и представления;
    2) Часто – способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих;
    3) Сохраненное или даже хорошо развитое логическое мышление при неустойчивом внимании;
    4) Задержка речевого и когнитивного развития, как правило, отсутствует;
    5) Речь – своеобразная по мелодике, ритму и темпу;
    6) Отрешенный, рассеянный взгляд, скудная мимика;

    Проявляется в возрасте 8-30 месяцев без каких-либо внешних причин. Это самое тяжелое нарушение среди РАС.

    1) Проявляется на фоне нормального моторного развития;
    2) Постепенно утрачиваются уже приобретенные навыки, в том числе речевые;
    3) Насильственные движения «моющего типа» в кистях рук;
    4) Утрата способности удерживать в руках предметы, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз, жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание.

    Несмотря на прогрессирующее заболевание и тотальный распад всех сфер жизни, у ребенка обычно сохраняются эмоциональная адекватность и привязанности.

    Расстройство, сходное с синдромом Каннера, но при этом хотя бы один из обязательных диагностических критериев отсутствует. Часто тот или иной признак нарушенного развития проявляется у ребенка в возрасте после 3-х лет.

    Какой врач может поставить ребенку диагноз – аутизм?

    Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.

    А как быть, если картина недостаточно точна, чтобы поставить ребенку конкретный диагноз?

    Если клиническая картина состояния ребенка недостаточно ясна, врач-психиатр ставит диагноз «Аутистическое поведение». Это означает: у нас мало информации, но поведение ребенка очень похоже по симптомам на аутизм. Этот диагноз требует дальнейшего уточнения.

    Чем ребенок с аутизмом отличается от других?

    В самом общем виде, аутизм характеризуют задержка развития и нежелание контактировать с другими людьми. Важно понимать, что это расстройство имеет множество проявлений: в развитии моторики, нарушении речи, внимания, восприятия. Ребенка с аутизмом можно распознать по таким частным признакам:

    Читайте также:  Копать морковку во сне к чему сниться

    Ребенок не ищет контакта с другими людьми, не реагирует на них, словно не замечает;

    Он часто совершает одни и те же повторяющиеся движения: потряхивает руками, подпрыгивает, совершает сложные ритуалы (повторяющиеся действия);

    Круг его интересов ограничен, ему сложно увлечься чем-нибудь новым;

    Поведение ребенка часто деструктивно: он агрессивен, может кричать, наносить себе повреждения и т.д.

    Что может вызвать у ребенка аутизм?

    К сожалению, четкого ответа на этот вопрос ученые пока не дали. Существует множество теорий, но ни одна из них не является исчерпывающей.

    В каком возрасте ребенку могут поставить диагноз «расстройство аутичного спектра»?

    Как правило, ребенок попадает в поле зрения специалистов не ранее 2-3-х лет. В этом возрасте нарушения становятся достаточно явными. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Например, ребенок не тянулся к родителям, когда его собирались взять на руки, был пассивен, боялся громких звуков и не привыкал к ним, был всегда избирателен в еде, его невозможно было уговорить попробовать пищу определенного цвета, вкуса или запаха. Родители обычно говорили о своем ребенке – «он у нас странный», «не такой, как все».

    Иногда в течение долгого времени у ребенка подозревают другие проблемы со здоровьем – задержку речевого развития или нарушения слуха («Потому он и не реагирует на наши слова», — говорят родители).

    Это можно вылечить?

    Полностью – нет. К сожалению, аутизм – это нарушение развития, от которого нет таблеток, и ребенок его не «перерастет». Но, если вовремя поставить диагноз и начать грамотную корректирующую терапию, ребенку можно помочь освоить навыки самообслуживания и коммуникации, можно научить его замечать других людей, контролировать эмоции, справляться со страхами. До 80% детей с аутизмом получают инвалидность, однако, при определенных обстоятельствах ребенок может, когда вырастет, перейти к самостоятельной жизни.

    Как оценить интеллект ребенка с аутизмом, если он не идет на контакт с незнакомыми людьми, отказывается выполнять инструкции? Как понять, что у него нет умственной отсталости?

    Конечно, это сложно, особенно при отсутствии у ребенка сформированной речи. Для этого специалист опирается на данные, полученные при наблюдении за пациентом, на рассказы родителей о поведении и возможностях ребенка в разных ситуациях.

    Результаты психометрической (тестовой) оценки интеллекта интерпретируются с учетом трудностей контакта и возможного искажения количественных показателей. Тестов оценки интеллекта у аутичных детей, дающих достоверные данные при однократной консультации, на сегодняшний день нет.

    Достаточно надежная оценка возможна в условиях длительного наблюдения в течение нескольких недель или месяцев. В ряде случаев в процессе роста, развития ребенка и улучшения коммуникативных возможностей, мы можем составить более полное представления об уровне его интеллекта.

    Если это просто «особенности развития», и вылечить аутизм нельзя — обязательно ли ребенку проходить специальное лечение?

    Помощь ребенку с аутистическим расстройством должна быть комплексной. Всем детям обязательно нужно проходить психолого-педагогическую коррекцию.

    Кроме того, при аутистических расстройствах часто наблюдаются болезненные проявления, успешнее всего поддающиеся именно биологической, в т.ч. медикаментозной терапии. Она к тому же повышает продуктивность занятий с педагогами и психологами. В некоторых случаях лекарственное лечение становится просто необходимым.

    Какое медикаментозное лечение могут назначить ребенку с РАС?

    Для каждого ребенка и каждого случая лечение подбирается индивидуально. Как правило, медикаментозное лечение, назначенное ребенку с РАС, преследует следующие цели:

    1. Купирование болевого синдрома. Далеко не все дети с аутизмом владеют речью – значит, не всегда мы узнаем их жалобы. Возможна ситуация, когда ребенок, например, в кровь кусает себе губы и не может сказать, что ему не нравится. Его поведение расценивают как аутоагрессию – а у него просто очень болят зубы. Или ребенок не может ни минуты усидеть на месте, а причиной тому – постоянная боль в животе. Если нам удается распознать, что ребенка мучает боль, мы назначаем обезболивающие.

    2. Лечение сопутствующей соматической патологии. К примеру, около 60% детей имеют патологию ЖКТ, как правило, требующую медикаментозного лечения.

    3. Коррекция поведенческих нарушений. Часто аутизм сопровождается аутоагрессией, импульсивным поведением ребенка. Хорошо подобранный нейролептический препарат может улучшить качество жизни ребенка. Обычно врачи следят за тем, чтобы препарат хорошо переносился. При правильно подобранной дозе и препарате – ребенок не будет страдать от сонливости, расторможенности или других побочных эффектов.

    4. Помощь в вопросах развития. Иногда под воздействием ноотропных средств, взятых в очень деликатной дозировке, у ребенка с РАС происходит прорыв – например, речевой функции. Препарат способен помочь ребенку «усидеть» на коррекционном занятии – что тоже помогает ребенку достигать успеха при психолого-педагогической коррекции.

    5. Корректировка нарушения сна. Дети с РАС часто не спят ночами: это крайне тяжело как для самого ребенка, так и для всей семьи. Мы не ставим перед собой задачу просто уложить ребенка спать, поэтому мы не прописываем снотворных препаратов. Для нас важнее настроить биоритмы ребенка, в этом помогают средства с седативным эффектом.

    Как заметить, что у ребенка признаки аутизма?

    Все, что вам нужно – это с первых дней жизни внимательно следить за тем, как ребенок развивается, как реагирует на вас, на близких людей и окружающий мир.

    Сверяйтесь с нормами развития, установленными врачами. Конечно, у каждого ребенка свой темп развития, но в целом, если ваш ребенок на каждом этапе развития осваивает те или иные навыки, скорее всего, у него нет признаков РАС.

    Памятка маме: развитие ребенка от 3 месяцев до 3 лет

    Возраст ребенка

    Действия и умения ребенка, говорящие о его здоровом развитии

    с интересом изучает лица окружающих и следит за движущимися предметами;

    начинает узнавать предметы и людей;

    улыбается при звуке вашего голоса;

    начинает улыбаться при общении;

    поворачивает голову на звуки.

    начинает реагировать на эмоции окружающих людей;

    может находить не тщательно спрятанные предметы;

    изучает предметы при помощи рук, тянет их в рот;

    тянется к предметам, находящимся на удаленном расстоянии;

    выражает радость или недовольство голосом;

    произносит наборы звуков.

    начинает охотно подражать окружающим;

    становится очевидным, что ребёнок вас понимает;

    может находить спрятанные предметы;

    реагирует на «нельзя»;

    изображает простые жесты, например, может указать на предмет;

    «разговаривает» сам с собой на разные лады;

    может произносить отдельные слова: «мама», «папа», «ой»;

    реагирует на свое имя, когда к нему обращаются.

    подражает поведению окружающих;

    радуется обществу других детей;

    понимает многие слова;

    находит тщательно спрятанные предметы;

    указывает на называемые картинки и предметы;

    начинает сортировать предметы по форме и цвету;

    начинает играть в простые игры с воображением;

    начинает узнавать имена знакомых ему людей, различает названия предметов;

    может выполнять простые поручения;

    может произносить предложения, состоящие из двух слов, например: «еще печенья», «мыть руки».

    начинает открыто выражать нежное отношение к другим, имеет более обширный диапазон эмоций;

    может заводить механическая игрушки, играть в игры с воображением;

    сортирует предметы по форме и цвету;

    сопоставляет предметы с картинками;

    выполняет более сложные указания, состоящие из 2-3 слов;

    пользуется простыми предложениями при общении;

    правильно пользуется местоимениями («я», «ты», «меня»);

    начинает использовать множественное число («машины», «собачки»).

    Есть ли более или менее достоверные критерии, по которым можно сказать, что у ребенка расстройство аутистического спектра?

    Существует два международных теста, переведенных на многие языки мира, в том числе и на русский. Их проходят родители, чтобы определить, насколько поведение их детей попадает под описание РАС.

    Модифицированный скрининговый тест используется для выявления признаков РАС у детей от 16 до 30 месяцев. Он помогает найти у вашего ребенка особенности, которые требуют более внимательной диагностики сложностей развития.

    Тест используется более чем в 25 странах мира. Он очень короткий: заполнение занимает не более 3-х минут. В качестве результата вы получаете приблизительную оценку риска и, возможно, рекомендации по дальнейшему наблюдению у врача.

    Тест для детей старше 30 месяцев, используется не только выявления проблем, но и отслеживания динамики. Он содержит 77 вопросов, которые разделены по темам: развитие речи, социализация, сенсорные навыки/познавательные способности и здоровье/физическое развитие/поведение.

    Обратите внимание! Пройдя субъективный тест, вы получаете примерную оценку ситуации, но не диагноз. Если по результатам теста родители заподозрили у ребенка аутистическое расстройство, необходимо обратиться к врачу-психиатру.

    Куда обращаться, если вы подозреваете у ребенка расстройство аутистического спектра?

    Проконсультироваться с детским психиатром Вы можете в консультативно-поликлиническом отделении Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ (далее Центр) по адресу: 119334, г. Москва, 5-й Донской проезд, дом 21А. Телефон 8(495)954-37-54.

    Консультация в Центре не ведет к постановке ребенка на учет, но поможет выстроить для него индивидуализированный план лечебно-реабилитационных мероприятий и коррекционных занятий.

    Важно! Центр сотрудничает с р егиональной общественной организацией помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт». Раз в месяц представители организации проводят в стенах Центра консультации по вопросам образовательного маршрута для детей с РАС. Обратившись в Центр, вы сможете узнать, как правильно оформить документы для медико-педагогической комиссии, как взаимодействовать с образовательной организацией, на что обратить внимание при выборе школы для ребенка и оформлении инвалидности.

    Источник

    Как понять есть ли у вашего ребенка аутизм шесть подсказок родителям
  • Adblock
    detector