Анализ эпизода «Сон Татьяны» в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 11.06.2020 · Обновлено 11.06.2020

Без сна Татьяны невозможно представить «Евгения Онегина» — несколько строф содержат в себе ключ к разгадке всего романа. В иносказательной форме А. С. Пушкин описывает все процессы в бессознательном Татьяны, ее чувства и мотивы действий. Пушкин как гениальный знаток человеческой психологии, проницательный эмпат и интуит, загадал читателям романа загадку, которую мы попытаемся разгадать. Многомудрый Литрекон представляет анализ фрагмента «Сон Татьяны» из романа «Евгений Онегин». Полный разбор романа представлен здесь, а краткое содержание по главам — тут.

О чем эпизод?

Во время святок Татьяна не остается в стороне от русских гаданий и кладет зеркало под подушку, чтобы увидеть во сне своего жениха. Героиня видит сон, где в суровую зимнюю пору ей предстоит переправиться через реку, еще не скованную льдом. Хлипкий мостик не внушает доверия, но на помощь девушке приходит страшный косматый медведь. Превозмогая страх, она оперлась на его лапу и перешла ручей. Силы оставили ее, когда она пыталась убежать от животного, и тогда медведь взял девушку на руки и донес до своего кума, где можно было обогреться.

В дверную щель героиня увидела пиршество чудовищ. Но во главе стола сидел Евгений! Он отстоял Татьяну и сказал, чтобы чудовища ее не трогали. Они сели на скамью, он склонил ей голову на плечо, но тут зашли Ольга и Ленский. Онегин расстроился при виде незваных гостей и закричал на них. В потасовке он убил Ленского. На этом месте Татьяна проснулась.

Смысл фрагмента

Действие сна разворачивается снежной зимой, что метафорично подводит читателя к взрослению Татьяны. Получается, что ее любовь к Евгению проводит черту между детством и юностью девушки. Поток, через который ей помогает перебраться медведь – это ее зов о помощи. И действительно, Татьяне очень нужна помощь. В очень сложной и запутанной ситуации с искушенным холодным светским львом Евгением ей, чистой деревенской девушке, некому помочь. Взъерошенный медведь – помощник и проводник, символизирующий сильное и не вполне осознаваемое Татьяной влечение, любовь к Онегину. Ни жива, ни мертва, Татьяна не в силах сопротивляться медведю – автор показывает, что она своим чувствам не может противиться:

«Медведь проворно
Ее хватает и несет;
Она бесчувственно-покорна,
Не шевельнется, не дохнет»

Главная мысль фрагмента «Сон Татьяны» заключается в том, что Татьяна пытается от медведя бежать – ей страшно и стыдно, что ее любовь к Онегину сильнее ее воли и рассудка. Медведь несет Татьяну – и куда! – в логово, где Онегин возглавляет шабаш чудищ. Медведь здесь – метафора чувств и влечения к Евгению. Татьяна изо всех сил сдерживала себя, стеснялась и стыдилась, но все же написала письмо Онегину. И теперь она в его власти, во власти медведя, то есть своих чувств. Шабаш чудищ здесь символизирует свадьбу Татьяны и Евгения:

«И что же видит? .. за столом Сидят чудовища кругом: Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот»

Онегин правит бал – ведь он жених! Татьяне снится свадьба с ним. Онегин развлекает себя этой странной компанией – ему и правда очень скучно в деревне, вот он и развлекается как может. Дразнит Ленского и всех соседей. А когда звери кричат: «Моё, моё! », указывая на Татьяну – здесь видно ее подсознательное желание быть присвоенной Онегиным. Чтобы он сказал – она моя! Именно это мы и происходит во сне. И в жизни, только уже слишком поздно для героев. ..

А во сне Онегин положил Татьяну на лавку, что символизирует их союз, их свадьбу. Татьяна согласилась отдаться Онегину или на волю судьбы – что в XIX веке для девушки было одним и тем же. И тут входит Ольга с Ленским и мешают им: «Свет блеснул, Онегин руку замахнул». Убит Ленский, Татьяна в ужасе проснулась – а сон оказался пророческим. Смерть Ленского помешала героям, перечеркнула их будущее. Такова основная идея главы «Сон Татьяны».

Значение фрагмента в романе

Итак, писатель посредством обращения к иррациональному началу показал, что Татьяна влюблена и влюблена сильно. Она любит чистой, девичьей любовью и в ее мире Евгению Онегину отведена роль властелина ее дум. Он на пьедестале, о нем все мысли, мечтания и чаяния девушки. Фигура его в представлении Татьяны выросла до небес, да что там до небес – она заслоняет небо. Конечно же, Святочные гадания для Татьяны — не просто обряд забавы ради. Девушке хочется хоть как-то себя поддержать, пусть даже иллюзиями. Татьяне крайне важно узнать хоть что-то о будущем ее любви. Она отдается на волю Провидения и гадает. Значение сна Татьяны – это итог минут, часов, дней, проведенных за размышлениями об Онегине. Слишком много чувств и мыслей прорвалось в одну святочную ночь.

Именно в эпизоде «Сон Татьяны» читатель может прочувствовать русский дух милого идеала — одной из любимых героинь Пушкина. В ее сознании переплелись народные предания, фольклорные мотивы и литературные сюжетные линии из французских романов. Такова дорога в ее внутренний мир, где главной движущей силой стала любовь, которую Татьяна пронесет через всю жизнь. Ее цельная натура неспособна на компромиссы и легкомыслие, она вверяет себя одному лишь Евгению, бесповоротно и навсегда, превозмогая страхи и предрассудки. В героине заговорила та особая, исконно народная сила женской любви, которая повергает в трепет даже представителей сильного пола. Так писатель показал нравственное и духовное превосходство Татьяны над Евгением и предрек финал их союза — трагедию двух сердец, разлученных самой судьбой.

Источник

Сон Татьяны Лариной («Евгений Онегин», Пушкин А.С.)

Сон Татьяны Лариной — отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823 – 1831) русского поэта Пушкина Александра Сергеевича (1799 – 1837). Сон Татьяны Лариной описан в строфах 11 – 21 главы 5 романа.

Татьяна Ларина влюблена в Евгения Онегина. Она гадает, кто будет ее женихом, надеясь, что это будет Евгений, и засыпает. Татьяне снится сон, что она попадает в компанию медведя, странных существ и Евгения Онегина. В конце сна Евгений убивает своего друга Владимира Ленского. Как вскоре оказалось, сон был вещим.

Сон Татьяны Лариной, художник Тимошенко Л. Я. Сон Татьяны Лариной, художник Тимошенко Л. Я.

Сон Татьяны Лариной (строфы 11 – 21, главы 5)

И снится чудный сон Татьяне.

Ей снится, будто бы она

Идет по снеговой поляне,

Печальной мглой окружена;

В сугробах снежных перед нею

Шумит, клубит волной своею

Кипучий, темный и седой

Поток, не скованный зимой;

Две жордочки, склеены льдиной,

Дрожащий, гибельный мосток,

Положены через поток [ 15 ] :

И пред шумящею пучиной,

Как на досадную разлуку,

Татьяна ропщет на ручей;

Не видит никого, кто руку

С той стороны подал бы ей;

Но вдруг сугроб зашевелился,

И кто ж из-под него явился?

Большой, взъерошенный медведь [ 16 ] ;

Татьяна ах! а он реветь,

И лапу с острыми когтями

Ей протянул; она скрепясь

Дрожащей ручкой оперлась

И боязливыми шагами

Перебралась через ручей;

Пошла — и что ж? медведь за ней!

Она, взглянуть назад не смея,

Поспешный ускоряет шаг;

Но от косматого лакея

Не может убежать никак;

Кряхтя, валит медведь несносный;

Пред ними лес; недвижны сосны

В своей нахмуренной красе;

Отягчены их ветви все

Клоками снега; сквозь вершины

Осин, берез и лип нагих

Сияет луч светил ночных;

Дороги нет; кусты, стремнины [ 17 ]

Метелью все занесены,

Глубоко в снег погружены.

Татьяна в лес; медведь за нею;

Снег рыхлый по колено ей;

То длинный сук ее за шею

Зацепит вдруг, то из ушей

Златые серьги вырвет силой;

То в хрупком снеге с ножки милой

Увязнет мокрый башмачок;

То выронит она платок;

Поднять ей некогда; боится,

Медведя слышит за собой,

И даже трепетной рукой

Одежды край поднять стыдится;

Она бежит, он всё вослед:

И сил уже бежать ей нет.

Упала в снег; медведь проворно

Ее хватает и несет;

Не шевельнется, не дохнет;

Он мчит ее лесной дорогой;

Вдруг меж дерев шалаш убогой;

Кругом всё глушь; отвсюду он

Пустынным снегом занесен,

И ярко светится окошко,

И в шалаше и крик, и шум;

Медведь промолвил: здесь мой кум:

Погрейся у него немножко!

И в сени прямо он идет,

И на порог ее кладет.

Опомнилась, глядит Татьяна:

Медведя нет; она в сенях;

За дверью крик и звон стакана,

Как на больших похоронах;

Не видя тут ни капли толку,

Глядит она тихонько в щелку,

И что же видит. за столом

Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый [ 18 ] ,

Там карла с хвостиком [ 19 ] , а вот

Читайте также:  К чему снится когда покупаешь свадебное платье

Полу-журавль и полу-кот.

Еще страшней, еще чуднее:

Вот рак верьхом на пауке,

Вот череп на гусиной шее

Вертится в красном колпаке,

Вот мельница вприсядку пляшет

И крыльями трещит и машет:

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ [ 20 ] !

Но что подумала Татьяна,

Когда узнала меж гостей

Того, кто мил и страшен ей,

Героя нашего романа!

Онегин за столом сидит

И в дверь украдкою глядит.

XVIII.

Он знак подаст: и все хлопочут;

Он пьет: все пьют и все кричат;

Он засмеется: все хохочут;

Нахмурит брови: все молчат;

Он там хозяин, это ясно:

И Тане уж не так ужасно,

И любопытная теперь

Немного растворила дверь…

Вдруг ветер дунул, загашая

Огонь светильников ночных;

Смутилась шайка домовых; [ 21 ]

Онегин, взорами сверкая,

Из-за стола гремя встает;

Все встали; он к дверям идет.

И страшно ей; и торопливо

Татьяна силится бежать:

Нельзя никак; нетерпеливо

Метаясь, хочет закричать:

Не может; дверь толкнул Евгений:

И взорам адских привидений

Явилась дева; ярый смех

Раздался дико; очи всех,

Копыта, хоботы кривые,

Хвосты хохлатые, клыки,

Усы, кровавы языки,

Рога и пальцы костяные,

Всё указует на нее,

И все кричат: мое! мое!

Мое! — сказал Евгений грозно,

И шайка вся сокрылась вдруг;

Осталася во тьме морозной.

Младая дева с ним сам-друг; [ 22 ]

Онегин тихо увлекает [ 23 ]

Татьяну в угол и слагает

Ее на шаткую скамью

И клонит голову свою

К ней на плечо; вдруг Ольга входит,

За нею Ленской; свет блеснул;

Онегин руку замахнул,

И дико он очами бродит,

И незваных гостей бранит;

Татьяна чуть жива лежит.

Спор громче, громче; вдруг Евгений

Хватает длинный нож, и вмиг

Повержен Ленской; страшно тени

Сгустились; нестерпимый крик

Раздался… хижина шатнулась…

И Таня в ужасе проснулась…

Глядит, уж в комнате светло;

В окне сквозь мерзлое стекло

Зари багряный луч играет;

Дверь отворилась. Ольга к ней,

Авроры [ 24 ] северной алей

И легче ласточки, влетает;

«Ну, — говорит, — скажи ж ты мне,

Кого ты видела во сне?»

Примечания

↑ 15) — символ женитьбы, а также символ смерти в сказках и народной мифологии.

↑ 16) Образ медведя в обрядовой поэзии связывался с замужеством.

↑ 17) — обрывы, пропасти.

↑ 20) В журналах осуждали слова хлоп, молвь и топ как неудачное нововведение. Слова сии коренные русские. «Вышел Бова из шатра прохладиться и услышал в чистом поле людскую молвь и конский топ»(Сказка о Бове Королевиче). Хлоп употребляется в просторечии вместо хлопание, как шип вместо шипения:

Он шип пустил по-змеиному.

(Древние русские стихотворения)

Не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка. (Прим. А. С. Пушкина).

↑ 21) — Сверхъестественные существа, живущие в каждом доме, покровители, защитники семьи; здесь: нечистый дух, черти.

↑ 23) Один из наших критиков, кажется, находит в этих стихах непонятную для нас неблагопристойность. (Прим. А. С. Пушкина).

↑ 24) — в древнеримской мифологии богиня утренней зари.

Источник



Сон Татьяны в “Евгении Онегине” – анализ, роль, смысл в романе Пушкина

Образ Татьяны

Татьяна Ларина – главная героиня романа «Евгений Онегин». Молодая 18-летняя девушка, живущая в провинции, мечтает о большой любви. В отличии от своей младшей сестры Ольги она не так красива и весела, а, наоборот, задумчива и меланхонична. Видя сестер Лариных в первый раз, Онегин удивляется, почему его друг Ленский влюбился в Ольгу, ведь она поверхностна и неинтересна. По мнению Евгения, поэт (Владимир Ленский был поэтом) должен быть очарован татьяниной грустью и сложностью характера.

Татьяна с первого взгляда влюбляется в Онегина и пишет ему любовное письмо, что было совершенно не типично для девушки того времени. Однако, хоть главный герой и считает девушку интересной, не любит ее, и отвечает ей отказом. Для Татьяны это был большой удар, все ее мечты разрушились. Через несколько лет она выходит замуж за нелюбимого человека и становится светской дамой. Встретив ее, Онегин влюбляется без памяти, понимает, каким глупцом он был и, опьяненный своей любовью, пишет ей письмо. Главная героиня по-прежнему любит его, но отвечает, что слишком поздно и между ними ничего не может быть: «но я другому отдана и буду век ему верна»

Татьяна – женский образ, ставший олицетворением женственности, пылкой и страстной любви, но в то же время верности и целомудренности.

Сон Татьяны

На кануне крещения Татьяна, как и многие незамужние девушки на Руси того времени, решает погадать на суженного. Автор пишет, что девушка была суеверной:

«Татьяна верила преданьям Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны.»

В последний момент Татьяна пугается, ее посещает какая-то странная тревожность о будущем. Так и не решившись на гадание, она ложится спать. Во сне девушка видит огромного лохматого медведя, которого очень пугается. Он помогает ей перебраться через бурный поток, а она «ни жива, ни мертва» следует за ним. Когда она падает, он подхватывает ее и тащит в избушку, которая наполнена фантастическими животными:

«Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордой,

Там карла с хвостиком,

а вот Полужуравль и полукот.»

Среди этих мифических существ Татьяна узнает своего возлюбленного. Во сне Татьяны Евгений Онегин является хозяином этого странного общества. Увидев ее, он направляется в ее сторону, и на какое-то время они остаются наедине. Однако скоро в комнате появляются Владимир Ленский с Ольгой, что очень злит Онегина. Между приятелями завязывается ссора и главный герой в порыве гнева убивает своего друга.

Через некоторое время оказывается, что Татьянин сон оказался пророческим.

Сон Татьяны Лариной в романе “Евгений Онегин”: читать текст эпизода (А.С.Пушкин)

Святочная неделя всегда была тем временем, когда девушкам, не обладающим сверхъестественными способностями, можно было узнать о своей судьбе и будущем. Несмотря на то, что официально христианство осуждало гадания, Святочные гадания ей искоренить не удалось. Многие девушки с удовольствием придавались гаданию и не видели в этой традиции, укоренившейся со времен язычества, ничего плохого.

Исключением не стала и Татьяна Ларина. Девушка перепробовала все возможные гадания, которые только можно было применить во время святочных гаданий, но ни одно из них не дало ей ответ на так волнующий вопрос о ее будущем и отношениях с Евгением Онегиным. Единственной возможностью приоткрыть завесу неизвестности оставался сон. На этот раз Татьяне удалось получить больше информации. Приоткрывшаяся возможная действительность была пугающей для девушки, будущее не сулило ей радостные дни:

И снится чудный сон Татьяне. Ей снится, будто бы она Идет по снеговой поляне, Печальной мглой окружена; В сугробах снежных перед нею Шумит, клубит волной своею Кипучий, темный и седой Поток, не скованный зимой; Две жердочки, склеены льдиной, Дрожащий, гибельный мосток, Положены через поток; И пред шумящею пучиной, Недоумения полна, Остановилася она.

Как на досадную разлуку, Татьяна ропщет на ручей; Не видит никого, кто руку С той стороны подал бы ей; Но вдруг сугроб зашевелился. И кто ж из-под него явился? Большой, взъерошенный медведь; Татьяна ах! а он реветь, И лапу с острыми когтями Ей протянул; она скрепясь Дрожащей ручкой оперлась И боязливыми шагами Перебралась через ручей; Пошла — и что ж? медведь за ней!

Она, взглянуть назад не смея, Поспешный ускоряет шаг; Но от косматого лакея Не может убежать никак; Кряхтя, валит медведь несносный; Пред ними лес; недвижны сосны В своей нахмуренной красе; Отягчены их ветви все Клоками снега; сквозь вершины Осин, берез и лип нагих Сияет луч светил ночных; Дороги нет; кусты, стремнины Метелью все занесены, Глубоко в снег погружены.

Татьяна в лес; медведь за нею; Снег рыхлый по колено ей; То длинный сук ее за шею Зацепит вдруг, то из ушей Златые серьги вырвет силой; То в хрупком снеге с ножки милой Увязнет мокрый башмачок; То выронит она платок; Поднять ей некогда; боится, Медведя слышит за собой, И даже трепетной рукой Одежды край поднять стыдится; Она бежит, он все вослед, И сил уже бежать ей нет.

Упала в снег; медведь проворно Ее хватает и несет; Она бесчувственно-покорна, Не шевельнется, не дохнет; Он мчит ее лесной дорогой; Вдруг меж дерев шалаш убогой; Кругом все глушь; отвсюду он Пустынным снегом занесен, И ярко светится окошко, И в шалаше и крик и шум; Медведь промолвил: «Здесь мой кум: Погрейся у него немножко!» И в сени прямо он идет И на порог ее кладет.

Опомнилась, глядит Татьяна: Медведя нет; она в сенях; За дверью крик и звон стакана, Как на больших похоронах; Не видя тут ни капли толку, Глядит она тихонько в щелку, И что же видит. за столом Сидят чудовища кругом: Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот.

Читайте также:  Снился дом двух этажный

Еще страшней, еще чуднее: Вот рак верхом на пауке, Вот череп на гусиной шее Вертится в красном колпаке, Вот мельница вприсядку пляшет И крыльями трещит и машет; Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ! Но что подумала Татьяна, Когда узнала меж гостей Того, кто мил и страшен ей, Героя нашего романа! Онегин за столом сидит И в дверь украдкою глядит.

Он знак подаст — и все хлопочут; Он пьет — все пьют и все кричат; Он засмеется — все хохочут; Нахмурит брови — все молчат; Он там хозяин, это ясно: И Тане уж не так ужасно, И, любопытная, теперь Немного растворила дверь… Вдруг ветер дунул, загашая Огонь светильников ночных; Смутилась шайка домовых; Онегин, взорами сверкая, Из-за стола, гремя, встает; Все встали; он к дверям идет.

И страшно ей; и торопливо Татьяна силится бежать: Нельзя никак; нетерпеливо Метаясь, хочет закричать: Не может; дверь толкнул Евгений: И взорам адских привидений Явилась дева; ярый смех Раздался дико; очи всех, Копыты, хоботы кривые, Хвосты хохлатые, клыки, Усы, кровавы языки, Рога и пальцы костяные, Всё указует на нее, И все кричат: мое! мое!

Мое! — сказал Евгений грозно, И шайка вся сокрылась вдруг; Осталася во тьме морозной Младая дева с ним сам-друг; Онегин тихо увлекает Татьяну в угол и слагает Ее на шаткую скамью И клонит голову свою К ней на плечо; вдруг Ольга входит, За нею Ленский; свет блеснул; Онегин руку замахнул, И дико он очами бродит, И незваных гостей бранит; Татьяна чуть жива лежит.

Спор громче, громче; вдруг Евгений Хватает длинный нож, и вмиг Повержен Ленский; страшно тени Сгустились; нестерпимый крик Раздался… хижина шатнулась… И Таня в ужасе проснулась… Глядит, уж в комнате светло; В окне сквозь мерзлое стекло Зари багряный луч играет; Дверь отворилась. Ольга к ней, Авроры северной алей И легче ласточки, влетает; «Ну, говорит, скажи ж ты мне, Кого ты видела во сне?»

Подведем итог: Сон Татьяны имеет значимое место в тексте. С одной стороны, этот сон является Святочным чудом, страшным предсказанием будущего, особенно сильное влияние в этой отрасли происходит после последующих событий, которые закончились гибелью Ленского, что фактически было в символической форме отображено во сне. С другой стороны, сон Татьяны является аллюзией на сон Софьи Грибоедова и частично образ Светланы Жуковского. Такое положение вещей помогает лучше понять образ Татьяны, определить ее некоторые черты, ярко не описанные Пушкиным.

Татьяна, придававшая огромное значение снам, была в ужасе – конечно, девушке хотелось, чтобы вся ситуация с Онегиным закончилась благополучно и она в таком случае смогла бы быть счастливой, но сон не сулит ей ничего кроме переживаний и огорчений – ее возлюбленный оказался чудовищем, а не идеалом ее грез.

Сон Татьяны является симбиозом различных мотивов и эмоций. В нем выражено и надежды девушки в благополучное разрешение ее взаимоотношений с Онегиным, и страх, что сложившаяся ситуация будет развиваться не лучшим образом.

Так как Святочный сон Татьяны обличает ее самые глубокие чувства, то девушка не хочет делиться ни с кем рассказом о сути этого сна, хотя увиденное ее невероятно беспокоит и тревожит. Такое беспокойство Татьяны длится до тех пор, пока увиденное во сне не воплощается в жизни.

4.8 / 5 ( 5 голосов )

Автор: Виктория Давыдова

Значение сна Татьяны

«Пророческий сон» – один из излюбленных элементов А.С. Пушкина. Такой сон является частью сюжета в «Капитанской дочке». В сказке «Жених» Пушкин ведет повествование также посредством сна, только в ней сон не пророческий, а придуманный: главная героиня выдает свои сновидения за реальность. Проведя анализ произведения, можно сделать вывод, что «сон», как элемент повествования, встречается в таких произведениях, как «Горе от ума» Грибоедова и «Светлана» Жуковского.

Сон Татьяны, в котором Онегин убивает Ленского, становится вещим. На самом деле все так и происходит. Онегин, желая отомстить другу, начинает флиртовать с его невестой. Ленский воспринимает ухаживания за Ольгой всерьез и вызывает Онегина на дуэль. Как и предсказано во сне, Онегин убивает Владимира.

Но не только эта сцена является пророческой. В самом начале сна Татьяна видит медведя, а медведь по древним русским поверьям снится к замужеству. Также во сне медведь является кумом Евгения, в действительности будущий муж Татьяны тоже является дальним родственником Онегина.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение по теме «Сон Татьяны в «Евгении Онегине». В статье раскрывается смысл пророческого сна Татьяны, проводятся параллели с другими произведениями русской литературы, где сны главных героев играют важную роль в произведении.

Сон Татьяны в романе Пушкина «Евгений Онегин»

(354 слова) Сон Татьяны приходится на пятую главу романа, то есть примерно на его середину. Это тот момент, когда в судьбах героев должен произойти перелом. Он играет роль предвестия грядущих событий, и особенно это важно для Татьяны, которая верит в приметы. Сон Татьяны содержит множество символов, которые связаны с грядущими переменами в её жизни

Татьяне снится, что она переходит через ручей – это символ границы между прошлым и будущим, между прежней и новой жизнью. Ей придётся уехать из деревни в Москву, окончательно распрощаться с детской наивностью, с романтическими мечтами и стать светской дамой, женой генерала. Во сне её путь после перехода через ручей становится трудным и опасным. Ей холодно, в лицо дует ветер, ветки деревьев срывают с неё серёжки, рвут платье. Это символизирует жизненные сложности, потери. В реальности она окажется в чужой в холодной обстановке. Она потеряет надежду на счастливую любовь. Девушке также снится, что её сопровождает медведь. Народные предания гласят, что сон о медведе предвещает близкое замужество. Лесной гигант стремится ей помочь, проявляет добрые намерения. Он помогает перейти через ручей, несёт её на руках, предлагает отогреться в лесной хижине. Однако при этом путница все равно боится его, ей все время хочется от него убежать, но она не может этого сделать. Все это проецируется на будущие отношения Татьяны и её мужа. Князь N будет любить и уважать супругу, именно он поможет героине сделать шаг из юности во взрослую жизнь. Он даёт ей высокий титул и положение в обществе. Она же не испытывает ответной любви к мужу, в её душе останется прежнее чувство к Онегину, но изменить она не сможет, так как не захочет причинить зла любящему человеку.

Кроме того, во сне Татьяна оказывается в лесной хижине, где её будут окружать странные существа. В реальности же она попадёт в такую среду, которая будет ей противна. Ей тяжело будет привыкнуть к людям, которые живут притворством. Именно во сне Онегин убивает Ленского. Это событие прямо соответствует тому, что произойдёт наяву. Разница лишь в том, что во сне убийство произошло во время ссоры. Интересно, что во сне Онегин заявляет свои права на героиню. Так и произошло в действительности. Таким образом, Пушкин описал вещее сновидение, которое намекнуло читателю на трагический финал романа.

Автор: Александра Мокеева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Евгений Онегин»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Евгений Онегин»
  • для самых компанейских — Главные герои «Евгений Онегин»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Евгений Онегин»
  • для самых любопытных — Анализ «Евгений Онегин» Пушкин
  • для самых крутых — Читать «Евгений Онегин» полностью

Источник

Какой сон снится татьяне в евгении онегине

Важное место в моем исследовании занимает сон Татьяны в пятой главе пушкинского романа «Евгений Онегин». Это самое загадочное место во всем произведении. Сон Татьяны — зловещий знак ее судьбы (Татьяна недоумевает и во сне, и после пробуждения, ищет толкование в соннике). Сновидение Татьяны вещее. Снится ей «чудный сон»: она идет по снеговой поляне (вообще пятая глава начинается с описания зимних пейзажей; «Татьяна с ее холодною красою любила русскую зиму»). Тема зимы будет сопровождать героиню все время. В Москву, на «ярмарку невест» она поедет по зимнему пути. Встреча Татьяны и Евгения происходит в Петербурге в это же время года, и сама она при встрече с Онегиным «окружена крещенским холодом», и холод этот — броня Татьяны.

Так от любви к зиме она переходит к страху перед ней, а потом зима (равнодушие и усталость) поселится внутри нее.

Отзовется в жизни и еще один мотив из сна: героиня переходит через реку, что в народных мифологических представлениях связывалось с замужеством, но и не только с ним.

Река — это своеобразный разграничитель, символизирующий деление мира на две части.

В сказочной мифологии переход через реку означал еще и смерть, то есть «иное бытие». Жизнь в замужестве для девушки — это и есть иное бытие, иная жизнь, такая же неведомая, как и смерть.

Читайте также:  К чему снится туалет фрейд

В сновидении Татьяны, таким образом, любовь и замужество соединяются с чем-то ужасным, грозящим гибелью.

С этим связан и зеркально перевернутый свадебный обряд в сновидении Татьяны. Она сама приходит к жениху (а не наоборот, как полагалось на свадьбе). В хижине, куда попадает героиня, — веселье, смех, «крик и звон стакана». Но Пушкин сразу говорит: «как на больших похоронах», что не предвещает героине ничего хорошего и одновременно намекает на потустороннюю силу. Дом жениха находится в лесу, а лес в мифологическом представлении славян — чужое, губительное пространство. За столом пируют страшные чудовища: «один в рогах с собачьей мордой», «другой с петушьей головой», «ведьма с козьей бородой», «карла с хвостиком». Но, главное, кроме них Татьяна видит того, кто «мил и страшен ей», Евгения, причем в роли хозяина (ему все подчиняются), атамана шайки нечисти, который затем убивает Ленского (в этот момент Татьяна просыпается и сразу видит Ольгу, которая являет собой полный контраст («Авроры северной алей и легче ласточки…») мрачному сну с убийством ее (Ольги) суженого; эта ситуация отражается позже: после действительного убийства Ленского Ольга очень быстро оправляется и выходит замуж за улана («Увы, невеста молодая своей печали неверна. Другой увлек ее внимание») в противоположность Татьяне («Но я другому отдана и буду век ему верна»).

Сон этот интригует Татьяну, она ищет ответа у Мартына Задеки, ей непонятен и загадочен сон, она не может постичь его сущность. Ответ (или это опять неверный ответ?) она найдет гораздо позже, когда, разглядывая книги Онегина в его доме, скажет: «Уже не пародия ли он». Но в этот момент (в пятой главе) Татьяна находит решение прямо противоположное. Во всей главе Онегин обрисован самыми мрачными красками: он то лихой молодец, предводитель шайки домовых, герой тех книг, которые описаны в третьей главе.

Британской музы небылицы

Тревожат сон отроковицы,

И стал теперь ее кумир

Или задумчивый Вампир,

Или Мельмот, бродяга мрачный

Иль вечный жид, или Корсар

Или таинственный Сбогар.

Другая часть пятой главы посвящена именинам Татьяны, которые по описанию тесно связаны с ее сном. Гости, съехавшиеся на праздник, удивительно напоминают тех адских созданий («уездный франтик Петушков, — «другого с петушьей головой», а остальные — «Буянов, в пуху, в картузе с козырьком», «Флянов, обжора, взяточник и шут», «мосье Трике, остряк, недавно из Тамбова, в очках и рыжем парике» — настолько нелепы и смешны, что похожи на тех домовых). В хижине — «лай, хохот, пенье, свист и хлоп, людская молвь и конский топ», у Татьяны — «толкотня», «тревога», лай мосек», «чмоканье девиц», «шум», «хохот», «давка», «поклоны», «шарканье гостей»; во сне героине — «крик и звон стакана», на именинах — «рюмок звон». Но и на этом пиру Онегин проявляет свою демоническую сущность: сердитый на весь мир он решает отомстить Ленскому, и результатом его плохого настроения является дуэль.

Итак, в день именин самой светлой героини совершается вакханалия самых черных сил зла (при чем эпиграф подчеркивает это: светлая героиня (Светлана) — «страшные сны»).

Тема сна будет сопровождать Онегина на протяжении всего романа. Резко контрастирует его «сладостный, безграничный сон» после получения письма Татьяны и «страшный, непонятный сон», в котором он чувствует себя на дуэли. Не зря он проспал время дуэли («еще над ним летает сон»). Затем этот мотив появляется в восьмой главе, после встречи Онегина и Татьяны. Он вспоминает: «та девочка…иль это сон. «, он спрашивает себя: «Что с ним? В каком он страшном сне!»

Как ранее Татьяна, Онегин полон недоумения: та, что раньше казалась такой простой, такой доверчивой и понятной, теперь оказалась на недосягаемой высоте. Татьяна — неприступная богиня, «величавая», «законодательница зал».

Но сама героиня видит все по-другому. Ее впечатление от первых балов в Москве («теснота», «волненье», «жар», «мельканье», «шум», «хохот», «беготня», «поклоны», — в общем «волненье света») очень напоминают «адской сволочи скаканье» из сна Татьяны.

Опять Пушкин перечисляет гостей: «Проласов, заслуживший известность низостью души», «другой диктатор бальный стоял картинкою журнальной, румян как вербный херувим», «путешественник залетный, перекрахмаленный нахал». Эти люди ничем не лучше персонажей ее сна. Но по иронии судьбы теперь она хозяйка бала, хотя и не дорожит этой «ветошью маскарада», «блеском», «шумом», «чадом».

А Онегин, видя ее среди всего этого, не может понять, как она могла так измениться. Он на балах в Петербурге оказывается в роли Татьяны на шабаше. Как и Татьяна, он пытается найти этому объяснение, но не в соннике, а в литературе, читая «Гиббона, Руссо, Манзони», «без разбора».

Сон Татьяны предопределил их будущее. Да, они меняются местами (классическая для романов ситуация несовпадения), но это далеко не так важно, как то, что вся жизнь Татьяны и Евгения не удалась, она похожа на дурной сон. Ни его, ни ее в окружающем мире никто не понимает. Даже друг для друга они не очень реальны. Татьяна «мечтой стремится … в сумрак липовых аллей, туда, где он являлся ей». И Онегин в мыслях возвращается к деревенской жизни: «то сельский дом — и у окна сидит она… и все она…».

Итак, вещий сон Татьяны — один из самых важных и интересных сюжетных ходов романа, и неспроста он расположен в пятой главе — ровно посередине романа. Сон этот определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывая не только будущее (дуэль), но и гораздо более отдаленное. В предпоследней строфе романа Пушкин в последний раз упоминает ключевое слово «сон».

Промчалось много, много дней

С тех пор, как юная Татьяна

И с ней Онегин в смутном сне

Являлися впервые мне…

Замыкая этот «сонный круг».

Сон Татьяны имеет в тексте пушкинского романа двойной смысл. Являясь центральным для психологической характеристики «русской душою» героини романа, он также выполняет композиционную роль, связывая содержание предшествующих глав с драматическими событиями шестой главы. Сон, прежде всего, мотивируется психологически: он объяснен напряженными переживаниями Татьяны после «странного» поведения Онегина во время объяснения в саду и специфической атмосферой святок — времени, когда девушки, согласно фольклорным представлениям, в попытках узнать свою судьбу вступают в опасную игру с нечистой силой. В связи с этим следует подчеркнуть, что сон Татьяны имеет глубоко реалистическую мотивировку.

Сон Татьяны характеризует и другую сторону сознания Татьяны — ее связь с народной жизнью, с фольклором. Сон Татьяны — органический сплав «сказочных и песенных» образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов. Рассмотрим отдельно предметы и действия героини во время сна.

XI-XII строфы. Переправа через реку — устойчивый символ женитьбы в свадебной поэзии.

В исследованиях А. Потебни во время гаданий «на жениха» девушки делают из прутиков мостик и кладут его под подушку во время сна, загадывая: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост». Потебня А. заключает: «Татьяна у Пушкина — «русская душой», и ей снится русский сон . Этот сон предвещает: выходить замуж, хоть и не за милого».

Однако в сказках и народной мифологии переход через реку является также символом смерти.

Это объясняет двойную природу образов сна Татьяны: как представления, почерпнутые из романтической литературы, так и фольклорная основа сознания героини заставляют ее сближать влекущее и ужасное, любовь и гибель.

XII строфа. Татьяне снится большой взъерошенный медведь. Связь образа медведя с символикой сватовства, брака в обрядовой поэзии отмечалась исследователями.

Кому пыхнет во двор,

Кому зятем в терем,

Весьма распространен был в старину обычай сажать молодых во время свадьбы на медвежий или другой густой мех.

Однако исследователи отмечают двойную природу медведя в фольклоре: в свадебных обрядах в основном раскрывается добрая «своя», человекообразная природа персонажа, в сказочных — представляющая его хозяином леса, силой, враждебной людям, связанной с водой. В этой, второй функции медведь оказывается двойником лешего, «лесного черта», и роль его как проводника в «шалаш убогий» вполне оправдана всем комплексом народных верований.

XVI-XVII строфы. Содержание строф определено сочетанием свадебных образов с представлением об изнаночном, вывернутом дьявольском мире, в котором находится Татьяна во сне.

Во-первых, свадьба — это одновременно и похороны: «За дверью крик и звон стаканов, как на больших похоронах».

Во-вторых, это дьявольская свадьба, и поэтому весь обряд совершается «навыворот». В обычной свадьбе приезжает жених, он входит в горницу вслед за «дружкой».

Во сне Татьяны все происходит противоположным образом: прибывает в дом невеста (дом этот не обычный, а «лесной», т.е. «антидом»). Войдя, она застает сидящих за столом не гостей, а лесную нечисть. Возглавляющий их хозяин является предметом любви героини. Описание нечистой силы подчинено распространенному в культуре и иконографии средних веков изображению нечистой силы как соединению несоединимых деталей и предметов.

Источник

Какой сон снится татьяне в евгении онегине
Adblock
detector