Система вопросов к повести Г. Н. Щербаковой «Вам и не снилось»

Щербакова Галина Николаевна

Галина Николаевна Щербакова (Руденко), русская писательница и сценаристка, родилась в городе Дзержинске 10 мая 1932 года. После школы поступила в университет в Ростове, а затем в педагогический вуз в Челябинске на учителя русского языка и литературы.

Некоторое время Галина Николаевна работала по профессии, потом устроилась журналистом в местную газету, но вскоре оставила и журналистику, которая, по словам писательницы, отвлекала от работы над собственными произведениями.

Осенью 1979 года журнал «Юность» опубликовал повесть «Вам и не снилось». Произведение имело ошеломляющий успех: Г.Н. Щербаковой стало приходить множество восторженных писем, а в 1980 году повесть экранизировал Илья Фрэз.

Г.Н Щербакова написала более 20 книг: «Дверь в чужую жизнь», «Отчаянная осень», «Митина Любовь» и др. По её произведениям сняты такие художественные фильмы, как «Двое и одна» , «Мальчик и девочка» и др.

Из жизни писательница ушла в марте 2010 года в возрасте 77 лет.

Вопрос 1. Какое впечатление произвела на вас данная повесть? Почему?

Эта повесть оставила в душе смешанные чувства: с одной стороны, автор рассказывает нам красивую историю первой любви, а с другой — трагическую историю не только двух несчастных влюбленных, но и их окружения.

Вопрос 2. Почему Татьяна Николаевна Кольцова стала работать учительницей?

Карьера героини в театре закончилась.

«Мир иллюзий ее отторг, а школа – это ее зерно. Всегда, всегда надежда, что вырастет что-то стоящее».

Вопрос 3. На ваш взгляд, можно ли назвать Таню счастливой женщиной, которая нашла себя в этой жизни?

Нет, она одинока и несчастна, ее мир состоит только из работы и бытовых проблем.

«Она не живет взахлеб, за троих. В сущности, у нее, как и у мамы, в жизни есть только одно – работа».

Вопрос 4. Как отреагировала мама Ромы на связь ее сына с Юлей?

Отрицательно. Она считала, что Юля испортит ему жизнь и что вся их семья принесет только вред ее семье и самому Роме.

Вопрос 5. Обоснована ли была ревность и неприязнь Веры Григорьевны к матери Юлии и к Юле в целом?

Нет. Вера ясно дала понять отцу Ромы в их первую встречу, что ничего общего с ним иметь не хочет. Даже если отец Ромы до сих пор испытывает к ней какие-то чувства, они не взаимны.

«Тривиальнейшая история, разговора не стоит, если бы… Если бы папа Романа с последовательностью и ритмом биологических часов не возникал у ног Юлькиной мамы с переходящей всякие приличия тоской во взоре. Уже Юлька родилась, уже у него самого сын был, а все равно – придет, сопит и вздыхает. И случилось вот что… Людмила Сергеевна его возненавидела».

Что касается Юли, то ненависть Веры Григорьевны к ней не обоснована, она совсем не знает девочку, ее поведение на прямую связана лишь с ее предрассудками, касаемо Люды, ее мужа и всей их истории прошлого.

Вопрос 6. Можно ли сказать, что Вера завидовала Людмиле?

Да, она видела, что Людмила счастлива и любима, когда как она, Вера, одна тянет весь дом.

«Она, двужильная женщина, на плечах которой было все – и нездоровый муж, и хлипкий сын, и ремонт в квартире (пять лет уже прожили), и стеллажи на заказ, и все, все, все… И тут она вдруг осела, обмякла от одной этой минутной встречи».

Вопрос 7. Как вы считаете, почему учительница так поддерживала своих подопечных?

Таня понимала, что это «тот самый случай» между Ромой и Юлей, первая любовь, которая имеет продолжение и которую она когда-то в своей молодости упустила. Она отчасти проецировала их историю на себя.

«Надо было выйти замуж в семнадцать лет, за того мальчика, который катал меня на велосипеде. Он катал и тихонько целовал меня в затылок, думая, что я не чувствую, не замечаю. А я все знала. И мне хотелось умереть на велосипеде – такое это было счастье».

Вопрос 8. Почему Вера Григорьевна так отчаянно пыталась разлучить сына с Юлей?

Она была сильно привязана к сыну. Он был смыслом ее жизни, и она боялась, что и Рому, как Костю когда-то, эта семья отнимет.

«И все-таки Вера, как всегда, показалась ей клушей с одной-единственной функцией – вырастить дитя. Не укладывалось в голове, что она инженер, что у нее есть, должны быть, какие-то профессиональные знания, что она вообще может о чем-то думать, кроме сына».

Вопрос 9. Стоила ли вся эта война Веры Григорьевны с семейством Юли жизни ее собственного ребенка?

Нет. Из-за своей слепой ненависти, ревности и предрассудков она обрекла сына на нелепую смерть в столь юном возрасте и тем самым наказала, прежде всего, саму себя.

Вопрос 10. По вашему мнению, насколько важно родителям достичь взаимопонимания с их собственными детьми?

Очень важно, ведь, как показала эта история, разногласия могут стоит жизни дорогого тебе человека. Необходимо уметь прислушиваться к мнению и желаниям своих детей, чтобы в дальнейшем не стать жертвами отрицательных последствий.

Вопрос 11. Как вы думаете, нужно ли было сделать финал в произведении идентичным финалу в фильме, то есть сохранить жизнь главному герою?

Да, возможно, тогда эта повесть не вызывала бы смешанные чувства у читателей, и история между русскими «Ромео и Джульеттой» оставила бы в душе только светлые воспоминания и веру в то, что истинная любовь побеждает своих недоброжелателей, как добро всегда побеждает зло.

Источник

Урок внеклассного чтения по повести Галины Николаевны Щербаковой «Вам и не снилось» (11 класс)-«Любви все возрасты покорны».

Нажмите, чтобы узнать подробности

О любви знает каждый. Все о ней говорят. О любви спорят, ею восхищаются, ее ищут, из-за нее страдают. Мы все ищем любовь, а иногда считаем, что находим ее. Мы ищем то, чего не видели, мы хотим то, что никогда не ощущали. Как же можно узнать любовь? Как узнать тайну любви? Как мы знаем, любая тайна с трудом, и с большим нежеланием открывается нам. Тайна любви – одна из самых востребованных тайн, одна из самых неизученных тайн.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по повести Галины Николаевны Щербаковой «Вам и не снилось» (11 класс)-«Любви все возрасты покорны».»

Урок внеклассного чтения по повести Галины Николаевны Щербаковой

«Вам и не снилось» (11 класс)

Любви все возрасты покорны.

Тема урока: «Жизнь не только любовь?»(по повести Г.Н. Щербаковой «Вам и не снилось»)

Приветственное слово учителя: «Доброй день, ребята! Давайте поговорим сегодня о тайне любви. О любви знает каждый. Все о ней говорят. О любви спорят, ею восхищаются, ее ищут, из-за нее страдают. Мы все ищем любовь, а иногда считаем, что находим ее. Мы ищем то, чего не видели, мы хотим то, что никогда не ощущали. Как же можно узнать любовь? Как узнать тайну любви? Как мы знаем, любая тайна с трудом, и с большим нежеланием открывается нам. Тайна любви – одна из самых востребованных тайн, одна из самых неизученных тайн. Сегодня мне хотелось бы начать свой урок стихами величайшего и очень мудрого русского поэта А.С.Пушкина из романа «Евгений Онегин»:

Любви все возрасты покорны;

Но юным, девственным сердцам

Её порывы благотворны,

Как бури вешние полям:

В дожде страстей они свежеют,

И обновляются, и зреют —

И жизнь могущая даёт

И пышный цвет и сладкий плод.

Но в возраст поздний и бесплодный,

На повороте наших лет,

Печален страсти мёртвый след:

Так бури осени холодной

В болото обращают луг

И обнажают лес вокруг.

Учитель: Как же прав наш величайший поэт! Приступая к новой теме, я попросила вас прочитать повесть Г.Щербаковой «Вам и не снилось…». Повесть затрагивает своей глубиной все поколения, рождая в нас чувство нежности и участия к главным героям, недоумения к поступкам родителей и безучастия близких людей. Повесть о том, как человек становится более ответственным, мужественным, когда в нем рождается это необычайное чувство.

Формулировка темы как проблемного вопроса

А сейчас внимание на экран (демонстрация видеоролика «Звенья жизненной цепи»)

Учитель: «Чего не достает в цепочке жизни?» (любви)

Актуализация знаний (фронтальный опрос)

Учитель: «Вспомните, в каких произведениях мировой классики, которые вы успели уже изучить в этом году, центральной темой тоже становится любовь?».

Ученики: Весь цикл Бунина «Темные аллеи», Повесть Куприна «Гранатовый браслет»…

Формулировка темы как проблемного вопроса

Учитель: «Не только главные герои повести, Юлька и Роман, размышляют о любви. Об этом чувстве, о его месте в жизни, говорят практически все герои. А что по этому поводу думаете вы? Выполните небольшое задание. Перед вами пустой квадрат (демонстрация слайдов), представьте, что это жизнь. Чем и как бы вы его заполнили? И какое место вы считаете необходимым для себя отвести любви?»

Ученики дают разные версии ответов, но все сходятся примерно к одному и тому же: «Жизнь состоит из очень многого: это и работа, и друзья, и наши увлечения, и, конечно, любовь…»

Учитель: «Давайте сейчас посмотрим фрагмент из фильма, снятого по повести Г. Щербаковой, и запишем тему урока в виде цитаты, но только преобразованной в вопросительное предложение. Будьте внимательны к словам Татьяны Николаевны, к ее суждением о любви.

Читайте также:  Сны приснившиеся в ночь на сегодня толкование по датам

Просмотр фрагмента фильма «Диалог учительницы и Юльки»

Учитель: «Исходя из наших рассуждений, постарайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока в виде проблемного вопроса».

Ученики: «Каково значение любви в жизни? Какое место отводится любви в жизни человека?»

«Жизнь не только любовь?»

Учитель: «Совершенно верно».

Запись темы урока: «Жизнь не только любовь?»

Цели и задачи урока

Учитель: «Итак, целью сегодняшнего урока и будет ответ на вопрос, заявленный в теме. Какие задачи нам предстоят для достижения нашей цели? Что нам предстоит сделать, чтобы ответить на проблемный вопрос текста?»

Ученики: «Нам следует проанализировать поступки героев, их характеры, выявить авторскую позицию, понять, с помощью каких приемов автор выражает ее».

Контроль над выполнением индивидуального домашнего задания

Учитель: «Прежде чем начать анализировать художественный текст, необходимо сказать несколько слов о его авторе, об истории создания произведения. В ходе подготовки к уроку некоторым из вас было задано индивидуальное домашнее задание: найти информацию о писателе, а также интересные факты, касающиеся истории создания повести «Вам и не снилось».

Ученики называют даты жизни писательницы, говорит о ее творческой судьбе, а также об истории создания произведения.

Маршрутный лист урока

Давайте представим, что всё произведение целиком – это вселенная, внутри которой есть несколько миров. Давайте попробуем условно разделить всех героев повести на представителей 2-х разных миров. Посмотрите: у нас есть мамы, папы, учителя и подростки. Как мы назовем один и другой мир?»

Ученики: «В повести есть представители мира детей и мира взрослых».

Учитель: «Давайте зарисуем это схематично». Учитель рисует на доске 2 круга: один больше, другой чуть меньше, между ними оставляет небольшое расстояние.

Учитель: «Теперь нам необходимо поместить в эти пока еще нежилые пространства имена наших героев. Сделаем это вместе»

Ученики вписывают имена взрослых в один круг, Рому, Юлю и их одноклассников — в другой.

Учитель: «Немного позже мы вернемся к нашей «Вселенной», а сейчас начнем знакомиться с героями произведения и анализировать текст».

Анализ художественного текста посредствам ролевой игры

Учитель: «Вспомните слова учителя русского языка и литературы. Как она говорит о любви? Что ее жизнь полностью ушла в работу. Ей неподвластно это чувство, но она понимает его, ведь ее работа тесно связана с раскрытием этих таинственных чувств, с подвигающих людей на подвиги, на не разумные поступки, на отвагу и самоотверженность. А как отвечает ее мама?».

Ученики: «. Я все думаю о любви, Таня! Это невероятно, сколько я о ней думаю. Мы поженились с папой перед самой войной, и у нас была возможность поехать на пару недель к морю. Мы отказались. Папа из-за каких-то цеховых дел, я из-за ремонта в институте. Без меня, видите ли, не могли покрасить наличники. И сейчас я думаю о том, как я не ходила с папой босиком по пляжному песку, как он не растирал мне спину маслом для загара. Понятия не имею, было ли тогда такое? Как мы не целовались в море, в брызгах. Сплошное НЕ. Ах, черт, как не хочется умирать! Что за судьба у нас с отцом — он в тридцать семь, я в сорок семь. Вся надежда на тебя, Танюша. Чтоб ты жила взахлеб за нас троих. «

Учитель: Как вы, ребята понимаете метафоричное наставление мамы «живи взахлеб», «живи в жизни»?

Ученики: «Это значит не замыкаться на одной только работе, освободить место в своей жизни и для любви, создания семьи».

Учитель: «Найдем подтверждение в тексте словам Татьяны Николаевны».

Ученики: «Таня знала ответ: мать приходит, потому что дочь не оправдала ее надежд. Она не живет взахлеб, за троих. В сущности, у нее, как и у мамы, в жизни есть только одно – работа»

Анализ художественного текста посредствам ролевой игры.

Учитель: «Нам предстоит встреча с двумя представительницами «мира взрослых» — Людмилой Сергеевной, мамой Юли, и Верой Георгиевной, мамой Ромы».

Учитель назначает двух девочек на роли этих героинь. Ребята вместе с учителем задают им по очереди одинаковые вопросы. Цель учителя показать, насколько различными будут их ответы.

Учитель: попробуйте описать Веру Георгиевну (ученики пытаются описать ее, записывая характерные черты в тетрадь).

Учитель: « Какой художественный прием лежит в основе изображения этих двух героинь?»

Учитель: «В повести впрямую ничего не говорится о том, что думает о любви Людмила Сергеевна, но ведь это и так понятно: вся ее жизнь подчинена именно любви, может, именно поэтому-то она достаточно спокойно, хотя и не без сожаления в голосе, говорит о тесной дружбе Юли и Ромы. Но у Веры Георгиевны есть своя конкретная концепция любви.

Работа с «маршрутным листом»

Учитель: «Тогда ответьте на вопрос: права ли Вера Георгиевна в своих суждениях о любви? Запишите мысли и высказывания Веры Георгиевны и Кости Лавочкина по поводу любви в таблицу.

Учитель: « В повести «Вам и не снилось» не только Татьяна Николаевна является представителем школы. Назовите еще героев, чья профессия связана с педагогикой».

Ученики: «Директор школы, учитель математики, учитель в ленинградской школе…

Учитель: Обратим свое внимание на саму важную в школе персону – директора.

Мария Алексеевна! А что вы думаете о любви в школьном возрасте?»

Директор: «Чего вы боитесь, Мария Алексеевна? — Татьяна Николаевна, учительница

— Любовей, милочка! Любовей! Я же не Господь Бог, я прекрасно понимаю, что это та сфера, в которой я бессильна. Случись у них роман — и плевать они на нас хотели. Они делаются дикими, неуправляемыми, они знать ничего не хотят. Смотришь — и уже эпидемия, пандемия. Все дикие. Все неуправляемые».

Работа с «маршрутным листом»

Учитель: «Ребята, сделайте, пожалуйста, запись в таблице».

Проблемный диалог (2 мин.)

Учитель: «Поднимите руки те, кто посмотрел одноименную экранизацию повести «Вам и не снилось». Скажите, какое отличие между книгой и фильмом бросается в глаза практически с первых страниц книги?»

Ученики: «У главной героини фильма другое имя — Катя».

Учитель: Режиссер фильма намеренно изменил имя главной героини. На вопрос «почему» я отвечу чуть позже. А вы попробуйте догадаться, почему именно такие имена, Юля и Рома выбрала для своих главных героев Галина Николаевна Щербакова?».

Ученики: «В повести явно прослеживается параллель с шекспировскими героями, Ромео и Джульеттой. Джулия, Джульетта – это иностранный вариант русского имени Юлия».

Учитель: «По каким признакам вы увидели эту параллель образов? Только ли по именам?»

Ученики: «Двое влюбленных очень молоды, их семьи так же настроены против их отношений, а трагический финал окончательно сближает эти два произведения.

Учитель: «Кто из героев и при каких обстоятельствах впрямую сравнивает Рому и Юлю с героями знаменитой трагедии?»

Учитель: «Татьяна Николаевна называет их так в разговоре с Людмилой Сергеевной, мамой Юли, о чем потом весьма сожалеет». Так же, как и вы режиссер картины, Илья Фрез, провел параллель между двумя произведениями, Щербаковой и Шекспира, и пришел в негодование от того, что Галина Николаевна поставила себя в один ряд с великим драматургом. «Не бывать этому!» — сказал он, и изменил имя главной героини.

Просмотр видеоролика «Диалог Ромы и Юли»

Учитель: «Следующее знакомство нам предстоит, как вы догадались, с Романом и Юлей».

Учитель назначает двух учеников на эти роли.

Но прежде чем пообщаться с главными героями, посмотрите эпизод диалога «Ромы и Юли»

Учитель: «Что такое для вас любовь? О чем вы мечтаете?»

Юля: «Без любви я бы просто не жила». Я мечтаю выйти замуж, нарожать детей и умереть в один день.

Рома: «Любовь сама по себе целый мир. Должна быть такой, во всяком случае». Для меня это не просто поцелуи под луной, для меня это еще и забота, ответственность, чувство долга! Юлька учится неважно, поэтому я должен быть вдове образованней, чтобы суметь в будущем содержать семью, вовремя защитить ее, ведь она такая маленькая».

Работа с таблицей «маршрутного листа»

Учитель: «Ребята, сделайте, пожалуйста, запись в таблице, отразив взгляды на любовь Ромы и Юли».

Работа со схемой «маршрутного листа»

Учитель: «А теперь вернемся к нашей схеме. Перед нами представители двух возрастных групп: отцы и дети. Все ли «отцы» должны находиться в одной плоскости? Если нет, то почему?

Ученики: «Не все взрослые против отношений двух молодых влюбленных. Среди них учительница Татьяна Николаевна».

Учитель: «Кроме поступков и реплик самой Татьяны Николаевны, по каким еще деталям мы с вами можем понять, что учительница русского языка находится на стороне подростков?

Ученики: «В тексте дети между собой называют ее по имени «Таня», а бывает и «Танечка», что говорит об их душевной близости».

Учитель: «Поставим стрелочку в сторону «мира детей.

Между этими двумя мирами я просила оставить небольшое расстояние. Как вы думаете, зачем?»

Ученики: «Значит есть кто-то, кого нельзя отнести ни к миру взрослых, ни к миру детей».

Учитель: «Совершенно верно. Этой героине отводится 2 небольших эпизода, но и она успевает высказать свое суждение о любви».

Ученики: «Это Зоя, соседка Юли. Она старше Юли, но младше всех взрослых героев».

Учитель: «Каковы же ее рассуждения в тексте?»

Ученики: «Любовь, любовь… Ха! Столько вокруг обожженных ею, казалось бы, сообрази и остерегись, а все равно летят на огонь, как сумасшедшие. Девочки и мальчики… Комсомолки и комсомольцы… Рабочие, студенты и колхозники… Дураки и дурочки»

Читайте также:  К чему снятся веники и швабры

Учитель: «Посмотрите, уже не первый герой книги сравнивает любовь с болезнью. Запишите ее имя между двумя мирами и поставьте стрелочки в обе стороны.

Мы не знаем историю девушки, но понимаем, что сама она уже испытала разочарование в любви, однако все еще не теряет найти ее в жизни, ведь какими захватывающими звуками кажется для нее магнитофонная запись Ромкиной таблицы умножения».

Работа с таблицей «маршрутного листа»

Учитель: «Сделайте, пожалуйста, запись в таблице, отразив взгляды на любовь Зои»

Смысл финала повести

Учитель: «Вот мы и подошли к финалу повести. Его значение для выявления авторской позиции трудно переоценить. Финал повести был несколько изменен по просьбе издательства «Юность». Редактор так сказал Щербаковой: «Галина Николаевна, я прошел всю войну — я не трус, но я боюсь… Боюсь, что если мы это напечатаем, то влюбленные мальчишки начнут прыгать из окон».

И Галина Николаевна изменила финал. Давайте зачитаем его.

А Роман рванул уже заклеенное на зиму окно и посмотрел вниз. Даже присвистнул от удовольствия, что уйдет так, минуя дверь и голос. Раз — и прямо на свободу. Он встал на подоконник и спружинил колени. Третий этаж — такой пустяк. Он, как крылья, расставил руки, а сумку перекинул на спину. Третий этаж — ерунда. А газон, который он себе наметил, все равно осенний — грязный и мокрый. Не страшно истоптать снова. И он присвистнул, прыгая, потому что был уверен. Третий этаж — пустяк.

Он ударился грудью о водопроводную трубу, которая проходила по газону. Из окна ее видно не было. Но, ударившись, он встал, потому что увидел, как по двору идет Юлька.

— Юль! — крикнул он и почувствовал кровь во рту. И закрыл рот ладонью, чтобы она не увидела и не испугалась.

Она подбежала, смеясь:

— Что ты делаешь на газоне?

— Стою, — сказал он и упал ей на руки.

А со всех сторон к ним бежали люди… Как близко они, оказывается, были…

В первой редакции повести, когда она еще называлась «Рома и Юлька» главный герой должен был скончаться на месте. Отступила ли Галина Николаевна от своего первоначального замысла? Можно ли считать финал открытым?

Учитель: Что хочет сказать нам этими словами автор? Какое из слов в этом предложении, с синтаксической точки зрения, играет второстепенную роль, а с лексической – чуть ли не главную?»

Автор хочет сказать, что даже близкие люди могут быть далекими, не сумев вовремя поддержать, не сумев понять, что жизнь без любви не имеет смысла, что даже если насильно взять и разлучить двух любящих людей, это может обернуться трагедией.

Ученики: Без любви прожить, может быть, и можно. Но такую жизнь сложно назвать счастливой.

Учитель: «Не стоит торопить жизнь и искать любовь. Настоящая любовь тебя найдет сама. Важно ее потом суметь сберечь».

Учитель: «Домашнее задание у вас сегодня не совсем обычное. Послушайте песню к фильму «Вам и не снилось» и напишите сочинение на тему, заключенную в одной из строчек этой песни: «Любовь, побеждающая смерть», опираясь на текст повести «Вам и не снилось». В доказательство своей позиции подберите аргументы, основанные на читательском и жизненном опыте. И еще раз подумайте о смысле открытого финала».

Источник

Рабочий лист к уроку «Жизнь складывается не только из любви» (по повести Г. Щербаковой «Вам и не снилось»)

Рабочий лист к уроку

«Жизнь складывается не только из любви»?

(по повести Г. Щербаковой «Вам и не снилось»)

Участники конфликта

Оппоненты (противостоящие стороны)

Вовлеченные стороны (непосредственно влияют на ход конфликта)

Заинтересованные стороны (косвенно влияют на ход конфликта)

Развитие конфликта в повести Г. Щербаковой «Вам и не снилось»

Этапы развития конфликта

Экспозиция (скрытая стадия конфликта)

Завязка (формирование конфликта)

Развитие действия (активные действия участников конфликта)

Развязка (завершение конфликта)

Допишите предложение «Своим названием повести Г. Щербакова говорит читателям: «Вам и не снилось»…

Посмотрите фрагмент фильма «Вам и не снилось» и сформулируйте позицию классного руководителя Татьяны Николаевны и Кати о месте и роли любви в жизни человека.

Д. з. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Можно ли прожить без любви?». Приведите 2-3 аргумента, доказывающие вашу точку зрения. Используйте ваш жизненный или читательский опыт.

Фрагменты повести Г. Щербаковой «Вам и не снилось», анализируемые на уроке

А Роман рванул уже заклеенное на зиму окно и посмотрел вниз. Даже присвистнул от удовольствия, что уйдет так, минуя дверь и голос. Раз — и прямо на свободу. Он встал на подоконник и спружинил колени. Третий этаж — такой пустяк. Он, как крылья, расставил руки, а сумку перекинул на спину. Третий этаж — ерунда. А газон, который он себе наметил, все равно осенний — грязный и мокрый. Не страшно истоптать снова. И он присвистнул, прыгая, потому что был уверен. Третий этаж — пустяк.

Он ударился грудью о водопроводную трубу, которая проходила по газону. Из окна ее видно не было. Но, ударившись, он встал, потому что увидел, как по двору идет Юлька.

— Юль! — крикнул он и почувствовал кровь во рту. И закрыл рот ладонью, чтобы она не увидела и не испугалась.

Она подбежала, смеясь:

— Что ты делаешь на газоне?

— Стою, — сказал он и упал ей на руки.

А со всех сторон к ним бежали люди… Как близко они, оказывается, были…

— Ты помнишь мальчика, который в десятом классе возил меня на велосипеде?

«Коля Рыженький? Ты всем повторяла: «Рыженький — это фамилия, Рыженький

— А помнишь, как ты злилась? У человека должна быть высокая цель. Крутить целый день педали — безнравственно… А мы были влюблены… И единственное наше пристанище было — велосипед… Какое это было счастье ехать с ним на велосипеде… Он целовал меня в затылок… Ты знаешь… Лучше этого ничего не было в жизни…

«Ну и выходила бы за него замуж…»

— А ты кричала… Что это за фамилия — Рыженький! Неужели можно стать Рыженькой!

Когда вернется Роман?

— Я не знаю, когда он вернется! — закричала Юлька. — Сегодня у бабушки инсульт, завтра она умрет, потом надо будет ходить на дорогую могилу потом утешать тетю, потом еще что-нибудь… Ромка — дурак. Он отрастил себе такое чувство долга, что его уже носить трудно. Я пишу ему об этом в каждом письме. Я говорю: пошли ты свою бабушку чертовой матери, но он не получает моих писем! Почему? Куда они деваются?

— Юлька, — сказала она, — не пиши глупостей больше. А чувство долга — это прекрасно. Когда вы поженитесь, ты поймешь, как это надежно, как спокойно — иметь мужем человека с чувством долга. Для мужчины это первейшая доблесть.

— Чепуха, — резко сказала Юлька. — Я думала над этим. Долгом человека вяжут.

Жизнь складывается не только из любви. Только любовь — это, если хочешь, даже бедность. Во всяком случае, потом обязательно поймешь, что бедность… Если ты будешь помнить, что кроме Романа есть на свете мама, брат, люди, книжки, кино, то, честное слово, и Роману и тебе будет от этого лучше.

— И все-таки как вы живете без любви? — спросила она Таню, и в глазах ее стояли недоумение и сострадание.

Источник

Интегрированный урок (обществознание + литература) по теме «Жизнь складывается не только из любви»?

Методический комментарий

Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание-литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 8 классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания. В качестве художественного материала к уроку учащимся предлагается повесть Г. Щербаковой «Вам и не снилось», а также фильм И. Фреза, снятый по повести. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике.

Цель урока: изучение темы «Социальный конфликт» на материале повести Г. Щербаковой «Вам и не снилось»

Задачи:

  • сформировать понятия «конфликт», «компромисс», «арбитраж»;
  • проанализировать межличностный конфликт с позиций литературоведения и обществознания;
  • развивать умение анализировать информацию, создавать собственное высказывание по социальной проблеме;
  • развивать умение анализировать художественные произведения литературы и кино;
  • способствовать формированию нравственных ценностей: любовь, долг, честь, семья.

Урок имеет выход в практику творческой деятельности учащихся, разработан с учетом требований новой формы итоговой аттестации по предметам гуманитарного цикла.

Оборудование и дидактические материалы к уроку:

  • фрагменты повести Г. Щербаковой «Вам и не снилось»;
  • видеозапись фильма И. Фреза «Вам и не снилось»;
  • рабочие листы с заданиями для учащихся;
  • учительская презентация к уроку;
  • технические средства.

Предварительная работа:

  • анкетирования учащихся 8 класса с целью выявления их отношения к юношеской любви
  • прочитать повесть Г. Щербаковой «Вам и не снилось»
  • посмотреть в классе фильм И. Фреза
  • повторить понятия «сюжет», «композиция», стадии развития конфликта в художественном произведении
  • подготовить индивидуальные задания: «Обзор творчества Г. Щербаковой», «Художественное своеобразие конфликта в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», «Способы разрешения социального конфликта»;
  • найти в справочной литературе определение понятия «конфликт».

Ход урока

Учитель литературы: Здравствуйте!Сегодня мы встречаемся с учениками и педагогами школы на открытом уроке. Открытый он не только потому, что на нем присутствуют учителя, гости, но и потому, что он открывает цикл объединенных, интегрированных уроков по литературе и обществознанию, на которых в ходе анализа художественных произведений мы обсудим нравственные проблемы, волнующие современного человека. Мы будем вести этот урок вместе с Татьяной Петровной в режиме свободного диалога.

Читайте также:  Печка в избе к чему снится

Учитель обществознания: Для первого урока мы выбрали тему, которая наверняка волнует подростков. Тему, связанную с тем, какое место занимает любовь в жизни человека. И сегодня мы поговорим о юношеской любви. Тема сформулирована в виде проблемного вопроса Жизнь складывается не только из любви? на который мы и попытаемся ответить в конце урока.

Накануне мы провели небольшое социологическое исследование в вашем классе на эту тему. 95 % учащихся уже испытывали чувство влюбленности, причем, только у 12 % оно не было взаимным. Практически все на вопрос «Рассказываете ли вы родителям о своих чувствах?» ответили отрицательно.

Почему подростки не делятся с родителями своими чувствами?

Учитель литературы: В качестве художественного материала к обсуждению мы предлагаем повесть Г. Щербаковой «Вам и не снилось», основной темой которой является юношеская любовь.

Ответ ученика (краткая справка о творческой биографии Щербаковой, сопровождаемый презентацией).

В этом году исполняется 30 лет с момента первой публикации повести «Вам и не снилось» в 1979 году в газете «Юность». Трогательная история любви двух старшеклассников потрясла читателей и вызвала неоднозначную оценку.

В «Московском комсомольце» напечатали огромное письмо учителей, которые требовали уволить редактора журнала «Юность», а автора лишить навсегда возможности сочинять и публиковаться. В то же время автор стала получать мешки писем, в которых читатели выражали свою благодарность и просили напечатать повесть еще раз.

Что же вызвало такую неоднозначную оценку критиков? (детская и юношеская любовь всегда вызывала настороженность, недоверие. Критиковали автора за финал: считали, что поступок Романа, прыгнувшего из окна, мог сдать дурным примером для других).

Учитель обществознания: Таким образом, в основе сюжета лежит конфликт.

Давайте подумаем, что такое конфликт? (столкновение интересов).

Какой конфликт становится центральным в повести Г. Щербаковой? (конфликт детей и родителей).

В любом конфликте мы выделяем участников – субъектов и объект, т.е. причину.

Что же является объектом (причиной) конфликта? (юношеская любовь).

Казалось бы, любовь взаимна, что же мешает этой любви? (отношения между родителями влюбленных).

Давайте попробуем выделить участников конфликта, заполнив таблицу на рабочих листах.

Заполните таблицу «Участники конфликта».

Участники Герои повести
Оппоненты (противостоящие стороны) Мать Романа, Роман и Юля
Вовлеченные стороны (непосредственно влияют на ход конфликта) Мать Юли, отец Романа, бабушка Романа, Танечка
Директор школы
Заинтересованные стороны (косвенно влияют на ход конфликта) Одноклассники, отчим Юли

Взависимости от того, кто является субъектом конфликта, какие виды конфликтов мы можем выделить?

– Взависимости от сферы деятельности людей, какие виды конфликтов мы можем назвать?

– Что выступает в качестве объекта конфликта в обществе?

Теперь давайте проследим динамику развития конфликта в повести между главными героями (сопоставление литературоведческого и социологического подходов).

Вспомните, какие этапы или стадии конфликта в художественном произведении вы выделяли на уроках литературы?

На доске вместе с учениками записываем этапы конфликта в художественном произведении, после этого предлагаем ученикам соотнести с этапами конфликта с позиции социологии и сделать вывод о сходстве. (Причина сходства объясняется общностью объекта, который предполагает общие принципы анализа).

Давайте проанализируем динамику развития конфликта в произведении Щербаковой. Заполните самостоятельно следующую таблицу на рабочих листах.

Экспозиция: переезд Юлиной семьи в новый дом, приход в новый класс.

Завязка: знакомство, дружба и любовь Романа и Юли.

Нарастание конфликта: попытки матери Романа разлучить детей.

Кульминация: обман, связанный с болезнью бабушки и разоблачение Романом этого обмана, поездка Юли к Роману.

Развязка: несчастный случай и встреча влюбленных.

Возможна ли в реальной жизни подобная ситуация?

Какие способы разрешения социального конфликта вам известны? (индивидуальное задание)

– Какие же могут быть пути выхода из этого конфликта? (мнения ребят)

– Давайте вспомним, как пытались разрешить этот конфликт герои повести? (Мать Романа переводит в другую школу, а потом отправляет в другой город, чтобы изолировать влюбленных друг от друга – подавление; мать Юли и отец Романа хотят урегулировать конфликт и договориться между собой; Татьяна Николаевна напрямую не участвует в конфликте, но готова вмешаться, чтобы разрешить его).

Вы знаете, что по повести был снят фильм Фрезера «Вам и не снилось». Посмотрите фрагмент фильма, который введен режиссером. Разговор, в котором Вера, мать Романа, рассказывает Татьяне Николаевне, что они разыграли Романа. Обратите внимание на поведение героини и, особенно, на реакцию отца Романа.

Для чего режиссер вводит сцену ссоры родителей Романа? (мнения ребят и их родителей)

– Все ли возможные варианты выхода из конфликта использованы героями повести? (мнения ребят и их родителей)

Учитель литературы: Как видим, в самой повести разрешение конфликта связано с несчастным случаем – падением Романа из окна. (Зачитать). Посмотрите фрагмент этого фильма. Если сопоставить финал повести и фильма, можно отметить различие в финале. Какое?

Действительно, финал произведения вообще претерпел несколько изменений.

«Когда повесть «Вам и не снилось» еще готовилась к печати, – вспоминает Г.Щербакова, – меня вызвал главный редактор «Юности» Борис Полевой. и сказал: «Я не трус, но я боюсь. Публиковать повесть с таким концом мы не будем. Вы что, хотите, чтобы завтра все мальчики стали прыгать из окошка?» И пришлось мне сделать финал помягче, хотя первоначально он замысливался совсем трагическим», – говорит Г.Щербакова.

В повести финал открытый, а как вы сами его поняли? Почему?

Почему же, согласившись изменить финал повести, Г. Щербакова признавалась: «Для меня Роман умер»? (трагическая развязка как проявление неразрешимых противоречий, неспособность матери пойти на компромисс, что делает эту повесть трагедией).

Первоначально повесть Галины Щербаковой была опубликована под названием «Роман и Юлька». Почему автор выбрала для повести такое простое название?

(название только на первый взгляд кажется простым, на самом деле оно созвучно с названием шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». Роман – не только имя, но и любовь героев. Имя Юля – русский вариант Джульетты.)

Давайте вспомним, в чем художественное своеобразие конфликта в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»? (индивидуальное задание)

Наверное, вы заметили и разницу в выборе имен героини. Почему героиню фильма зовут Катя?

Когда режиссер Илья Фрез задумал экранизировать повесть Галины Щербаковой “Вам и не снилось”, в Госкино ему категорично заявили: “Влюбленных зовут Роман и Юля? Это что же ваша Щербакова себя Шекспиром возомнила? Не бывать этому!”. Джульетту, то есть Юльку пришлось заменить на Катю.

Как вы думаете, почему же в последующих редакциях повесть получила название фильма – «Вам и не снилось»?

Выполним небольшое практическое задание. Допишите начало предложения «Своим названием повести Г. Щербакова говорит читателям: «Вам и не снилось»…

Учитель обществознания:

В повести сталкиваются не только влюбленные и их родители, но и разные позиции по отношению к любви и ее роли в жизни человека. Вы, наверное, заметили, что в повести и особенно в фильме параллельно с историей любви юных героев введена история любви Татьяны Николаевны.

С какой целью делает это автор? (Противопоставить несостоявшуюся любовь взрослых и счастливую любовь детей).

А почему не состоялась любовь Татьяны Николаевны? (взрослые люди подходят к любви с рациональных позиций).

Почему она поддерживает любовь Романа и Юли? (сама была в сходной ситуации).

Мы видим, что в повести сталкиваются два взгляда на любовь.

Посмотрите фрагмент фильма «Вам и не снилось» и сформулируйте на рабочих листах позицию Татьяны Николаевны и юной героини о месте и роли любви в жизни человека.

Татьяна Николаевна Позиция Кати
«Жизнь складывается не только из любви. Только любовь – это даже бедность».
Чувство долга перед родными, учениками помогает жить без любви
«Только любовь вправе побуждать…»
Без любви «я бы просто не жила»

– Искренне ли говорит Татьяна Николаевна? (не совсем. Ее личный опыт убедил ее в том, что первая любовь может оказаться в жизни единственной. Т.Н. хочет помочь Кате и уберечь ее от разочарований).

Возвращаясь к проблемному вопросу нашего урока, перефразируем его: Может ли жизнь складываться только из любви? Почему? (Обсуждение в режиме «свободного микрофона»).

Д.з. На этом наш разговор о любви не заканчивается. Вашим домашним заданием будет написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Можно ли прожить без любви?». Приведите 2-3 аргумента, доказывающих вашу точку зрения. Используйте ваш жизненный или читательский опыт.

Ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты о вашем отношении к юношеской любви. Ваши ответы помогут нам в подготовке открытого урока «Возможна ли любовь без преград?»

  1. Испытывали ли вы чувство влюбленности? Да Нет (подчеркните)
  2. Было ли это чувство взаимным? Да Нет (подчеркните)
  3. Рассказываете ли вы родителям о своих чувствах? Да Нет (подчеркните)
  4. Каково отношение ваших родителей к юношеской любви? __________

Источник

Урок внеклассного чтения по повести Галины Николаевны Щербаковой Вам и не снилось 11 класс Любви все возрасты покорны
Adblock
detector